spyke пишет:Если согласиться, что логика в таком вопросе неприменима, то остается только вера, не правда ли? В таком случае, я предпочитаю верить в логику
......
И ты на память помнишь всю вот эту логическую цепочку? Мой тебе респект, Спайк.
Что же касается Беркли, то тут так. С одной стороны, мне нравится, что он пытается идти с начала и ничего не принимать на веру ("Общие понятия принимаются на веру, утверждаются традицией, но от этого не становятся истинными") - это классно, так рождается новое. Но он идёт не с САМОГО начала.
Вот это вот: "Если ты воспринимаем только собой - то у тебя нет уверенности в том, что ты есть. А ведь ты есть, и это дано тебе в ощущении непосредственно." Вот тут у него очевидная натяжка (их там много, и это в рассуждении даже не первая, просто это пример, на котором проще всего показать ошибки в рассуждении). Существования "тебя" непосредственно в ощущении не дано. Даны эти ощущения. И всё. Есть ощущение тела, ощущение мыслей, ощущение желаний, эмоций и т.п. - а ощущения "тебя" - нету. Всё что есть - ощущения; чьи они и в какой среде они есть - ничего об этом сказать нельзя. Можно сказать с определенностью: ощущения существуют. Что существует кто-то, воспринимающий эти ощущения - уже то самое "общее понятие, принятое на веру и утвреждаемое традицией". Ну и далее все его рассуждение рушится, как карточный домик. Спасибо что написал, Спайк - интересно было прочитать.
Откуда ты знаешь, что есть чувства?.. Если ты полностью уверен в том, что они у тебя есть, а ты в этом полностью уверен по факту (по факту принятой концепции сенсуализма), то таким образом ты полностью уверен в том, что ты есть, как тот единственный, без кого нет и чувств.
Если тебя нет, значит, нет твоих чувств, значит, ты есть настолько же, насколько чувства, которые ты ощущаешь, и, значит, это вообще одно и то же в смысле бытия - ты и твои чувства. По-моему, так
Моя ЧЛ требует выдать следующее. Это не отвлеченная философия. Это очень практические вещи, из которых следуют очень конкретные выводы, которые реально меняют жизнь. Отсутствие "Я" - очень конкретное ощущение, которое (и много всего другого) можно пережить непосредственно. Именно поэтому я этим всем интересуюсь.
Это верно
Ну и напоследок о вере и логике. Если логика неприменима, а слепая вера не нравится - что же остается?
Ощущения Единственная абсолютная точка отсчёта. С которой ведь можно уйти очень, очень далеко - кто сказал, что невозможно непосредственно ощутить устройство мира и обьективную реальность? Увлекательная идея.
К вышеупомятнутой концепции вопрос не относится, но все-же: разве мысль - это не ощущение?