Noire пишет:Не помню как, но охотно верю. И лично он, я уверена в это и верил. То есть базовая б. этика - инструмент выработки, создания моральных норм, инструмент суждения и оценки, выражается в глубоком интересе человека к внутреннему миру других - их мотивациям, их ценностям, привычкам, отношениям, интересам. Но никак не инструмент оправдания. Хотя, с твоей стороны это может выглядеть как оправдания.
Честное слово, базовые БЭ совершенно искренне исходят из интересов других людей, своих интересов и попыток их всех учитывать. Не зря же акцентуация БЭ именуется "миротворец".
"- Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. -
Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая,
бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и,
напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая
завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?
- Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося
товарища.
- Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие
даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и
начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги,
обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований,
направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от
разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на
ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить
потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не
загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну
жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто
жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь
этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана,
да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает:
она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!
- Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут
природа.
- Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого
пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого
человека не было. Говорят: "долг, совесть", - я ничего не хочу говорить
против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам
один вопрос. Слушай!
- Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!
- Ну!
- Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам
старуху или нет?
- Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело..."
(http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml)