Ролевые функции
«Это он на людях такой, а дома вы его бы не узнали!» — как часто мы слышим, да и сами произносим эти слова при характеристике какого-то человека. Еще К. Г. Юнг говорил о маске, которую человек одевает, предъявляя себя для общественной оценки.
Маска эта выбирается из тех соображений, что какие-то черты кажутся нам наиболее приемлемыми в обществе. Что же это за черты? Как мы определяем, что понравится не знакомым с нами людям?
Соционика открыла неслучайность выбора модели адаптационного поведения для людей определенного типа. Та роль, которая кажется наиболее выигрышной человеку каждого типа, зашифрована функцией, расположенной в третьей ячейке его модели А.
Третья функция — ролевая, адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции, оправдать чужие ожидания, не раскрывая раньше времени основу личности.
Ролевая функция активируется в незнакомой обстановке и с ее помощью человек одновременно зондирует ситуацию и прикрывает свою истинную сущность. Это дает возможность маневра, отводит внимание от основы личности, позволяет выиграть время, чтобы сориентироваться в обстановке.
Но возможности третьей функции невелики. Она активна минут 10–20. Потом, получив нужную информацию, человек переходит на работу по сильным функциям. Принято считать, что ролевая функция двумерна. Она строит поверхностные, плоские модели реальности, которые годятся только для приблизительных оценок.
Всю полноту информации о связях и глубине соответствующих явлений ролевая функция не охватывает. Но это не значит, что по ней ничему нельзя научиться. Человечество накопило достаточно много знаний по каждому из 8 информационных аспектов. Освоенные знания, разбитые на простые элементы, могут быть предложены вниманию третьей функции. И объем таких адаптированных знаний в плоскости ролевой функции может быть весьма велик. Плоскость ведь тоже по-своему бесконечна.
Не следует только ожидать, что по ролевой функции возможно свершение каких-то эпохальных открытий. Однако, здесь вполне возможна добросовестная аккуратная работа, чего в целом ряде случаев бывает достаточно для социальной адаптации личности.
Но если человек настроен на творческую самореализацию, искать ее следует по аспектам другой (2-й) функции модели А.
Рассмотрим, как проявляются функции разной природы в третьей ячейке модели А.
Если ролевая функция — логика действий (ГЮГО, ГАМЛЕТ)
Люди этих типов мало приспособлены к рутинной, размеренной работе. Но в новой для себя обстановке они склонны к демонстрации активности. Такие люди не всегда правильно оценивают выгоду и целесообразность предложенных действий. Зато рассказывать о своей практичности и изобретательности ГЮГО и ГАМЛЕТЫ могут красочно и интересно.
Примеры:
— Сейчас трудно вспомнить, но несколько лет назад очень шумную рекламную кампанию затеял Владимир Довгань (ГЮГО). [Основа личности — этика эмоций.] Его часто можно было увидеть по телевизору, а его портреты — в журналах и газетах, а также на этикетках различных продуктов. Одним словом, он был достаточно известен. Но ничем серьезным его усилия не увенчались. Результаты его деятельности оказались несопоставимы с тем шумом, который он устроил вначале.
— Уже упоминавшийся в книге Филипп Киркоров (ГАМЛЕТ) совсем не так успешен в качестве предпринимателя, как на эстраде. В прессе неоднократно появлялись сообщения о неудачных вложениях капитала и разорившихся предприятиях звездной пары. Видимо, когда он выбирает, кому доверить деньги, и в какой проект их вложить, слабая деловая логика его часто подводит.
Если ролевая функция — структурная логика (ДРАЙЗЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)
Такие люди в незнакомой обстановке полагаются на формальности, исполнение правил. Они любят продемонстрировать вдумчивость, знание норм и инструкций, но вряд ли станут относиться к ним творчески. В их духе, скорее, добросовестное исполнение законов, чем их критическое обсуждение. ДРАЙЗЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ чаще других типов произносят фразы: «Все должно быть разумно обосновано», «Надо подумать», «Я стараюсь поступать логично».
Примеры:
— Аналитические программы Николая Сванидзе (ДРАЙЗЕР) не отличаются глубиной анализа. Часто в них не хватает документальных подтверждений, ставка делается на изобличение непорядочности того или иного лица. Желание объяснять истины другим перемежается с уходом от собственных оценок.
«Народу нужно объяснять, показывать, народ нужно вести. Нельзя идти за народом! У демократии много минусов, но лучшего устройства, чем демократия, пока нет. К нашему народу, как ко всякому другому, я отношусь с огромным уважением, но идеализировать народ нельзя…»
«Влюбленная женщина верит ведь сердцу. Посадите перед ней двух человек: академика-математика и ее возлюбленного. И если академик скажет, что дважды два четыре, а ее возлюбленный — восемь, то кому она поверит? Она скажет: академик, конечно, человек умный, но я верю не ему.»
«А о нынешнем правительстве могу лишь сказать, что оно либеральное — по составу игроков. Все ли оно делает правильно, я не знаю. Я могу лишь ориентироваться на мнение авторитетных для меня людей».
— Учитель физики (ДОСТОЕВСКИЙ), организатор одного из московских физико-математических лицеев, своеобразным способом производил отбор учащихся в лицей. После того, как ребята проходили огромное количество разнообразных тестов и собеседований, им в обязательном порядке предлагалось отправиться в двухдневный поход. Окончательное решение о приеме ученика в лицей принималось только после этого. Несмотря на весь учительский опыт по своему предмету, многочисленных тестов для учителя было совершенно не достаточно, чтобы сделать заключение о человеке. Он мог уверенно оценить ребенка, только наблюдая его в личном общении.
Если ролевая функция — этика эмоций (ДЖЕК, ШТИРЛИЦ)
В обществе люди этих типов стараются подчеркнуть свой позитивный эмоциональный настрой, как бы говоря «I'm fine». Они любят участвовать в шумных мероприятиях, делать подарки, демонстрировать окружающим свои положительные эмоции. Но эта веселость быстро иссякает, когда начинается повседневная рутинная работа. ДЖЕКИ и ШТИРЛИЦЫ представляются контактными балагурами только в свободное от работы время.
Примеры:
— Звезда телеэкрана, талантливый телеведущий Максим Галкин (ДЖЕК) успешно выступает в жанре пародии, а также использует свою улыбчивость и обаяние в процессе ведения программ. Однако иногда его игры с эмоциями (паузы, намеки) бывают затянуты, несколько неестественны и даже неуместны. Видна слабая ориентация в эмоциональном состоянии участников передачи и неточная дозировка собственных эмоций.
— Артист и продюсер мюзиклов Александр Цекало (ШТИРЛИЦ) тоже улыбчив и обаятелен. Он начинал вместе с Лолитой в «Кабаре-дуэт Академия», где его роль была гротескной, практически шутовской. Но со временем оказалось, что ему вполне по силам серьезные экономические проекты. [Базовая деловая логика.] Когда речь заходит об этом, шутовская маска моментально слетает с его лица, и зрители слышат вполне серьезные и квалифицированные рассуждения, например, о технологии постановки мюзиклов.
Если ролевая функция — этика отношений (РОБЕСПЬЕР, МАКСИМ)
В незнакомой обстановке люди этих типов галантны, вежливы, внимательны к этикету, общительны. Они производят приятное впечатление людей воспитанных и положительных. Однако это не означает, что им под силу разбираться в сложных психологических ситуациях. РОБЕСПЬЕРЫ и МАКСИМЫ более склонны к обсуждению того, что для тонких движений души существуют «разумные объяснения».
Примеры:
— Известный биофизик С. Э. Шноль (РОБЕСПЬЕР) много лет успешно исследует, в частности, общие закономерности в тонкой структуре различных случайных процессов. Родные рассказывают, что не перестают удивляться одной его характерной особенности. В гостях это артистичный, обходительный и веселый человек. Перед его обаянием трудно устоять. Он буквально захватывает собеседника искрометными шутками и необыкновенно интересными разговорами. Но по возвращении домой он словно бы превращается в другого человека — молчаливого сосредоточенного ученого. И никакой загадки здесь нет. Просто ролевая этика отношений не включается в обстановке, которая знакома человеку до мельчайших подробностей, где он чувствует себя спокойно и уверенно, предпочитая заниматься любимым делом. [По функциям блока ЭГО.]
— Известный актер Александр Збруев (МАКСИМ) прекрасно использует возможности своей ролевой функции. Его персонажи отличаются общительностью, тонким гуманизмом, умением построить отношения с другими героями. Но хотя по его ролям можно составить о нем представление как о рубаха-парне, он ведет довольно замкнутый образ жизни, редко участвует в тусовках. Для слабой функции вполне достаточно той нагрузки, которую она получает на съемочной площадке.
Если ролевая функция — волевая сенсорика (ДОН КИХОТ, ГЕКСЛИ)
Для людей этих типов в новой обстановке характерна игра в «сильную личность». Они эффектны и в достаточной степени решительны в проявлении «отваги на пожаре». Однако, в обыденной жизни им тяжело выдерживать внешнее волевое давление. ДОН КИХОТ и ГЕКСЛИ вряд ли будут совершать над собой ежедневные волевые усилия, если их не заставят обстоятельства или партнеры.
Примеры:
— Известен такой случай из жизни популярного актера Георгия Тараторкина (ДОН КИХОТ). Как-то раз, увидев на улице горящую урну, он мгновенно отреагировал — подскочил к ней, высыпал все содержимое на тротуар и затушил начинающийся пожар. Большинство людей сочло бы, что это их не касается. Но для ролевой волевой сенсорики людей этого типа такой сюжет вполне характерен.
— Жена эстрадного певца Александра Буйнова (ГЕКСЛИ) рассказывает о нем, что во время землетрясения в Баку он был единственным, кто не растерялся в этой сложной обстановке. Он нашел запасной выход в гостинице, которая начала рушиться, разбил стекло и вывел всех из здания. Такие короткие вспышки героизма характерны для проявления ролевой волевой сенсорики в экстремальных ситуациях.
Если ролевая функция — сенсорика ощущений (ЕСЕНИН, БАЛЬЗАК)
Люди этих типов любят поесть, еще больше они любят поговорить о вкусной еде, комфорте, удобствах, хотя сами вряд ли станут старательно и ежедневно готовить, убирать квартиру, работать руками. Они предпочитают украшать и убирать дом под настроение, любят приготовить что-нибудь вкусненькое для гостей, попробовать новое блюдо. ЕСЕНИНЫ и БАЛЬЗАКИ часто бывают в курсе новых диет и способов оздоровления, но применять их на практике у них, как правило, «руки не доходят».
Примеры:
— Девушка БАЛЬЗАК с удовольствием рассказывает о своей любви к рукоделию. Она ходит по магазинам тканей, покупает тесьму, кружева, другие материалы для отделки, рассчитывая впоследствии сделать из этого что-то оригинальное. «Очень люблю вышивать, — говорит она. — Сейчас вторую вышивку делаю. Правда, я еще не закончила, пока отложила… Да, второй год лежит». Начатое и незаконченное рукоделие очень характерно для ролевой сенсорики ощущений. Зато планировать задуманное приятно.
— Девушка-адвокат ЕСЕНИН рассказывала о своем гардеробе. Когда речь зашла об обуви, оказалось, что она не задумывается, где и как ее хранить, потому что считает, что каждый сезон обувь надо покупать новую. Именно так она и поступает.
Если ролевая функция — интуиция возможностей (ЖУКОВ, НАПОЛЕОН)
Люди этих типов могут в незнакомой обстановке найти эффективное решение, оценив возможности внезапно сложившейся ситуации. Они высоко ценят свое нестандартное мышление и действительно в непривычных условиях часто находят выходы из сложных положений благодаря неожиданным «прозрениям». Но в реальной жизни ЖУКОВЫ и НАПОЛЕОНЫ чаще полагаются не на «везение», а на свою способность добиваться задуманного.
Примеры:
— Женщина ЖУКОВ старалась не упускать возможности посетить вместе с коллегами экскурсии, которые периодически организовывались в министерстве. Она считала правильным вносить разнообразие в свою жизнь, расширять кругозор. Ей также удавалось удерживать в поле зрения и другие возможности такого рода. В то же время, когда в 60-х годах XX века расселяли коммунальную квартиру, в которой жила ее семья, перед ней встал выбор: остаться в центре, на своей улице, или переехать на окраину столицы. На этой развилке ее интуиция возможностей подвела ее в первый раз. Она не захотела оставаться в центре из-за того, что все другие сотрудники ездили на работу на метро, ей же нужно было проехать лишь несколько остановок на троллейбусе. А ей тоже хотелось ездить на метро. Затем интуиция подвела ее второй раз: она выбрала не юг, а север столицы — инфраструктура этого нового района показалась ей более развитой. А всего через два года ее дочь поступила в МГУ и вынуждена была тратить полтора часа на дорогу каждый день. Из-за слабой интуиции возможностей женщина не учла, что такая проблема очень скоро возникнет, но заранее принять это во внимание было не в ее силах.
— Мужчина НАПОЛЕОН с техническим образованием открыл в себе музыкальные способности. Ему действительно удавалось писать необыкновенную красивую фортепьянную музыку. Но, не имея консерваторского образования и соответствующих связей, он не мог рассчитывать на успех. В то же время он был уверен, что пробьется, поскольку не сомневался в своем таланте. Избранная им тактика состояла в переборе огромного количества контактов с людьми, которые могли бы заинтересоваться его предложением. Там, где настоящего интуита вело бы природное чутье, ему приходилось с избытком перекрывать все поле возможных связей в надежде найти хотя бы несколько заинтересованных лиц. В течение ряда лет он каждый день делал от 20 до 50 звонков людям, вращающимся в музыкальных кругах и в смежных сферах. Такая колоссальная работа не прошла даром, он нашел тех, от кого что-то зависело, но это никак нельзя назвать случайной удачей, которая всегда присутствует в жизни любого интуита.
Если ролевая функция — интуиция времени (ДЮМА, ГАБЕН)
В непривычной обстановке люди этих типов стараются все успеть, спланировать свои дела, не допускать суеты и неразберихи. Однако долгосрочные прогнозы им, как правило, не удаются, потому что трудно учесть все существенные факторы меняющегося мира. Планы ДЮМА и ГАБЕНОВ нуждаются в коррекции и согласовании с реальным ходом развития событий. Зато истории, рассказанные ими в компаниях, пользуются неизменным успехом.
Примеры:
— В годы правления Никиты Хрущева (ДЮМА) очень популярны были разговоры о светлом будущем. Даже в конституции той поры было записано, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме. Надо ли говорить о том, что это предсказание не только не сбылось, но и не имело никаких шансов сбыться, несмотря на весь оптимизм постановлений партии и правительства СССР.
— Анатолий Лысенко (ГАБЕН), всю жизнь посвятивший работе на телевидении, ведет сейчас передачу «Программа передач на вчера». Он вспоминает там те передачи, в создании которых он принимал участие, которые завоевали любовь телезрителей и стали популярными. При этом характерны для ролевой интуиции времени такие его высказывания «Кто бы мог подумать тогда, что этот актер (ведущий, передача) станет таким известным и успешным».