Зависимость демонстрации ролевой функции от включенности блока Эго
Ролевая функция относится больше к воспринимающим, нежели перерабатывающим функциям. Аспект внутри этой функции дает стиль восприятия, наиболее удобный для человека. Но так как эта функция двухмерна, работа по ней зависит от того, насколько активен блок Эго: чем активнее, тем глубже восприятие. Например, при выключенном Эго-блоке восприятие Гамлета узкое, жесткое и догматичное: человек сильно раздражается, провоцирует скандальные ситуации и может говорить гадости. При активации Эго-блока (аспекты ЧЭ и БИ) он вскоре обнаружит в себе необычайную легкость мышления и скорость ментального анализа. Сильные функции Эго-блока осветят ему ситуацию совершенно по-другому, и он сможет мгновенно увидеть то, что окружающие ему тщетно пытались втолковать в течение долгого времени. Гамлет по аспекту ЧЛ станет обращать внимание на реальные вещи и существенные процессы, а бурные эмоции и глупые рассуждения не отвлекут на себя его внимание.
При выключенном Эго-блоке ролевая функция проявляет себя как одномерная - восприятие действительности с позиции своего опыта. То есть, происходит отождествление себя в целом с аспектом в функции. Самосознание развито очень слабо. Человек не понимает разницы между собой и другими. Все воспринимается через призму себя и своей оценки. Человек убежден в том, что того, чего он не ощущает или не видит, просто не существует. К примеру, Робеспьер или Максим (БЭ на 3 функции) может сказать фразу: «Мне это не нравится», подразумевая под ней: «Это не может понравиться никому, потому что это отвратительно».
Можно сказать, что при выключенном Эго-блоке самовыражение идет спонтанно и неуправляемым образом, причем, как правило, не вызывает чувства стыда даже в социально неприемлемых ситуациях. Если такого человека одернуть, сказав: «Тебе не кажется, что ты выбрал неуместный тон?», то он в ответ может ещё нахамить, совершенно не отдавая отчет в том, что делает. Сложности тут состоят в том, что на таком уровне развития человек занимает позицию «Я такой, какой есть, и вы обязаны меня воспринимать и даже любить именно в этом виде». К примеру, Гюго или Гамлет (ЧЛ в 3 функции) может сказать: «Ты слишком много ешь, надо поменьше есть, иначе станешь жирной коровой». То, что такая фраза может быть оскорбительной, человеку и в голову не приходит. И даже если ему сказать, что он ведет себя некрасиво, то он ответит: «А что я такого сказал? Я правду сказал! Как думаю, так и говорю!». Человек не ощущает оказанного эффекта от своих слов и поступков. Он не задумывается над тем, к чему это может привести. Если бы его Эго-блок был включен, то была бы задействована творческая функция. Например, Гамлет думал бы на шаг впереди, по аспекту БИ, а Гюго, нацеленный на заботу по БС, не допустил бы такой неприятной ситуации.
Именно поэтому перед людьми с выключенным Эго-блоком, живущими на блоке СуперЭго очень остро стоит проблема самоутверждения за счет других. Это постоянный троллинг, вечное позерство и хвастовство. Весь спектр самых низких проявлений. Человек отождествляется со своими поверхностными программами подсознания и живет на уровне элементарных ментальных, эмоциональных и физиологических рефлексов, не осознает и не хочет осознавать того, как это выглядит со стороны.
Как правило, мы видим в поведении таких людей две роли (маски): первая — в отношении тех, кто подвластен и вторая - в отношении тех, кто сильнее.
Так, человек с аспектом в ролевой по отношению к тому, у кого этот аспект находится в базовой, играет роль шакала по отношению к Шерхану из мультика про Маугли - всячески старается угодить и подольститься. Ко всем остальным у него появляется потребность задеть побольнее, «простебать». Причем, независимо от того, по отношению к кому используется данное поведение, в основе своей оно шаблонно и примитивно.
Люди начинают делиться по критерию приносимой данному человеку пользы на хороших и плохих, по критерию согласия на умных и дураков и т.д. Все воспринимается через отождествление с собой. Если с человеком не согласны, значит несогласный — идиот. Самое ужасное в том, что ярлыки, которые навешиваются на других, приклеиваются навечно, независимо от дальнейших событий. К примеру, не поняли гениальную идею (ЧИ) Жукова или Наполеона, значит, умом не вышли, не о чем с ними больше разговаривать. Не посмеялись над шуткой (ЧЭ) Штирлица или Джека, значит, полностью лишены чувства юмора, чтобы понять такие тонкие нюансы и т.д.