21

По мне так все признаки рейнина достаточно стремные

22

euro пишет:

так же как и в бете. только с другими "ценностями" )) если в бете напор на чс. в альфе- на бс.

Понятно ли тебе слово "наблюдения"?
Imho, "напор на БС" - это не наблюдение, это либо обобщение наблюдений, либо умозрительная абстракция.

23 Отредактировано euro (11.09.2015 18:12:18)

kaprizka пишет:

обобщение наблюдений

конечно. или ты думаешь что я тут буду каждое наблюдение по отдельности описывать???
зря так думаешь, времени у меня на это точн нет.  ))

чс/бс это некий такой индикатор, вокруг которого эта коллективность чаще всего проявляется в бете /альфе.
у ценностных бэ-квадр с коллективизмом проблемы. там обычно воспринимают  и себя и свое окружение по -другому.

24

Мой любимый американец поясняет за прелести индивидуализма совочкам типо сола

25

Des пишет:

Мой любимый американец поясняет за прелести индивидуализма совочкам типо сола

русский у него хороший  ))

26 Отредактировано stdlib (12.09.2015 22:04:01)

Ada пишет:

рафинированная армия и масонская ложа

xD вот зе фак

Ada пишет:

И как обозначить его по квадрам, какой квадре что характерно?

Квадровых признаков 3: центральность/периферийность, коллективизм/индивидуализм, восхождение/нисхождение.

1) Центральность/перифейрийность (соотносено с признаком решительность/рассудительность у А) квадр обуславливает то, как происходит совместная кооперация - принудительно (центровые) или добровольно (периферийные).

2) Коллективисты - бета и дельта, индивидуалисты - альфа и гамма (соотнесено с признаком аристократии/демократии у Аушры). При коллективизме целое активнее своих частей, при индивидуализме - наоборот.

3) Восходящие/нисходящие - восходящие (альфа/бета), нисходящие (гамма/дельта) - соотносено с веселыми/серьезными у А.
Восходящие осознают информацию и не осознают энергетику, нисходящие - наоборот. 

У Гуленко это трактуется как ориентированность на будущее (у восходящих) в силу того, что они не считают потраченную энергию, и ориентированность на прошлое (у нисходящих), т.к. для них первично наблюдать за расходом энергии.
Гуленко также указывает на то, что квадральные ценности могут быть привиты (навязаны) обществом. Т.е. если по соционике у тебя одни квадральные ценности, то ты можешь ратовать за другие, если другие были тебе привиты.

Spoiler

2. Центральные коллективисты
2.1. Социально-экономический аспект

Для беты — квадры центральных коллективистов характерны общественная (государственная) собственность в соединении с авторитарной властью. Такое сочетание позволяет соединить и долго удерживать под единым управлением крупные территории.

Нормой для этой квадры является мобилизационная экономика, построенная на концентрации всех материальных, информационных и человеческих ресурсов в одних руках. Она действительно оправдана там, где возникают экстремальные ситуации. Экономический финал такого уклада сводится к простой формуле: денег много, товаров мало.

В бете обязательно поддерживается строгая иерархия сеньоров и вассалов или, говоря современным языком, жесткая управленческая вертикаль. Впервые развернутое обоснование необходимости и главных функций государства с бета-позиций находим в знаменитом «Левиафане» Т. Гоббса. Философ доказывает, что государство подобно морскому чудовищу Левиафану должно вызывать страх и трепет у своих подданных.

Бета-типы, таким образом, являются наиболее выраженными и последовательными государственниками. Но формы государственности эволюционируют. Военно-вассальные отношения со временем сменяются институтом бюрократии — аппаратом квадры бета на позднем этапе своего развития, когда уже происходит переход к гамме.

Квадру бета по праву можно считать квадрой смут и революций. Только она эффективно действует в экстремально-кризисных условиях, не теряя сплоченности и организованности. И английскую, и французскую, и американскую и любую другую революции делала квадра бета и никакая другая. Я пришел к выводу, что относить Дж. Вашингтона, М. Робеспьера, Кромвеля и других «пламенных» революционеров к альфе, — это значит не знать соционики жизни, поведения социотипов в реальной обстановке.

С квадрой бета напрямую связано и такое явление, как национализм. Национализм расцветает тогда, когда одна этническая часть населения навязываются другой его части чуждые ценности в условиях недемократического государства. Лидеры угнетенной нации (это, как правило, социотипы ЭИЭ, ЛСИ) становятся на путь сепаратизма. Лозунг, который они проводят в жизнь: одна нация — одно государство. Поэтому когда власть оказывается в их руках, то другим этническим меньшинствам отказывают в праве суверенитета. Квадра бета выступает за унитаризм.

Однако неправильно думать, что вторая квадра не может существовать без деспотизма. Идеал правления во второй квадре — просвещенный монарх. У Платона, как известно, государством должны были править философы. В древности этот идеал был воплощен в Марке Аврелии, который был не только успешным императором, но и талантливым философом.
2.2. Духовно-психологический аспект
Романтико-силовая система ценностей

В квадре бета сконцентрированы самые неуживчивые типы людей. Чтобы удерживать их вместе, нужна крепкая патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений, проживающих под одной крышей, направляемая твердой рукой ее главы. Такова естественная организация семейной жизни для бета-людей из низших классов.

Для высшего класса исторически сложился другой вариант. В аристократических кругах было принято отдавать родившихся детей кормилице, а затем отправлять их в закрытые пансионаты или интернаты. Таким образом поддерживалась необходимая психологическая дистанция.

Квадре бета присущ максимальный коллективизм, который поддерживается образом врага. Этот образ формируется из изначально четкого противопоставления мы — они. В качестве надежного средства «цементирования» бета-общества служит единая религия и идеология. Любое инакомыслие воспринимается как подрыв основ, а поэтому тем или иным способом подавляется.

Только в этой квадре психологически достоверным выглядит романтизм. На ее типах строится треугольник персонажей любого романтического произведения (соперничество между двумя мужчинами — одним достойным, а другим нет — за женщину). Прекрасные молодые герои либо погибают, либо побеждают и вступают в брак. Но спокойной семейной жизни им вкусить не дано. Удел героев и страдальцев — борьба. Поэтому если автор пишет продолжение их истории, то должен придумать какое-либо обострение в виде внезапной угрозы, исходящей со стороны или изнутри (предательство). В любом случае без образа врага ему обойтись не удастся.

Другие вызывающие уважение ценности бета-квадры — героизм и самоотверженность. Ее по праву можно назвать квадрой пассионариев. Пассионарий, по Л. Гумилеву, — человек, способный пожертвовать многим, вплоть до собственной жизни, во имя борьбы за идею. Квадра бета — главный поставщик беззаветных борцов и фанатиков любого толка.

Один из самых излюбленных лозунгов беты — справедливость. История знает много массовых движений под этим лозунгом, начиная от восстаний рабов и крестьянских войн до современного политического популизма. Им неизменно сопутствуют уравнительные настроения, связанные с перераспределением собственности принудительным путем.

Квадре бета для укрепления ее идеалов очень показан спартанский образ жизни, предполагающий аскетизм, постоянные тренировки как физические, так и духовные, а также принудительный коллективизм. Такая организация общества дает чрезвычайную устойчивость во времени. Хорошим историческим примером служит Спарта, просуществовавшая около пяти столетий.

Когда бета предается расслаблению, живет в роскоши и изненеженности — это уже предвестник ее скорого заката. Недаром же модель нарастающего напряжения эксплуатируют основатели тоталитарных духовно-религиозных сект самого разного толка. Исходя из анализа квадральных ценностей, харизматические лидеры и духовные учителя всегда являются выходцами из беты.

Итак, квадра бета, принося личное в жертву общественному, придерживается ориентации на других, то есть на большие группы. Именно в этом смысле ее нужно поставить на первое место как социально самой влиятельной квадры. В ней наиболее полно воплощена та идеологическая система, которую принято называть восточными ценностями.
3. Центральные индивидуалисты
3.1. Социально-экономический аспект

Для квадры гамма характерен приоритет частной собственности над государственной и демократической власти над авторитарной. В бете собственность тоже может принадлежать одному лицу, но лишь в порядке распорядительства, а не окончательного владения. Ее всегда можно отнять силой, передать другому лицу, национализировать и т. п. Гамма-принцип же таков: государство для личности, а не личность для государства.

Для реализации данного принципа исторически возникла система сдержек и противовесов. Чтобы предотвратить бета-квадральную узурпацию власти, Джон Локк разработал концепцию разделения властей. Таким образом, он стал идеологом гамма-государства в противоположность Т. Гоббсу — теоретику государственного устройства по бета-типу.

Государственная жизнь в квадре гамма строится на широкой автономии отдельных территорий, связанных друг с другом скорее экономически, чем политически. Унитаризму в ней предпочитают принцип федерализма. Парламент имеет двухпалатное устройство. Региональные руководители выборные, а не назначаемые. Идеологи второй квадры, как вы помните, настаивают на унитарном централизованном государстве.

В хозяйственную жизнь квадра гамма привносит товарно-денежные отношения. Ее родной стихией является свободная рыночная экономика. Под этим многозначным термином в нашем случае следует понимать такие положения:

    ограниченное участие государства в экономике, в частности, обеспечение законности, макроэкономическое регулирование, некоммерческие социальные программы,
    здоровая конкуренция — без монополизма, мафии, рэкета, давления теневых капиталов и прочих бета-включений,
    экономика открытого типа, то есть с низкими налогами и низкими импортными пошлинами,
    свободный рынок труда с мобильной рабочей силой,
    развитая банковская система, обеспечивающая быстрое перемещение капиталов в более прибыльные отрасли.

Конечное состояние такого рода экономики прямо противоположное по сравнению с экономикой мобилизационного типа: товаров много, денег мало. Отсюда вытекает сильная роль рекламы и многообразие способов продать избыточный товар (распродажи, скидки, призы, многоуровневый маркетинг и т. п.). Точной характеристикой зрелой гаммы поэтому будет термин общество потребления.

Следующим важнейшим признаком прихода гамма-ценностей является динамизация общественной жизни.
Любая страна начинает бурно развиваться, как правило, после реформ, вводящих широкую приватизацию собственности. «Вавилон и Тир, Карфаген и Тарент, Афины и Рим, Венеция и Генуя, Новгород и Псков, Соединенные провинции Голландии и Соединенные Штаты Америки — богатство и мощь этих республик неизменно связаны с торжеством принципа неприкосновенности социального я-могу каждого гражданина, то есть частнособственнического принципа» [2].

Реставрация Мейдзи в Японии, столыпинская реформа в России, современные преобразования в Китае — все это более близкие нам по времени примеры полноценных гамма-реформ.

Как свидетельствует историческая практика, долго такое состояние продолжаться не может, так как приводит к войне «всех против всех» — предельному обострению социальной напряженности между богатыми и бедными. Спускать пар можно лишь перераспределяя национальный продукт через высокие налоги на крупные доходы (принцип социал-демократии). Но это тормозит экономический рост. Так и исчерпывается движущая сила гамма-ценностей.
3.2. Духовно-психологический аспект
Либерально-прагматическая система ценностей

Характеризуется в первую очередь индивидуализмом. Индивидуализм следует понимать как ориентацию на себя, а не на других. Эгоизм как черта человеческой натуры больше не скрывается, а считается нормой. Желание получать прибыль пронизывает все стороны человеческой жизни вплоть до семейных отношений.

Отсюда особая роль денег — главного товара, который можно обменять на любой другой товар. Они становятся символом человеческого успеха. Насколько губительны деньги для второй квадры (коррупция подтачивает основы любой бета-квадральной империи), настолько они благотворны как источник роста для гаммы.

Даже друзья и близкие родственники предпочитают сохранять нидивидуальную автономию. Любовь по рассчету, брачные контракты, ранний уход детей из родительского дома, нежелание следовать общественным стереотипам в частном поведении — все это служит цели укрепления повседневной независимости. В коллективистское «общество справедливости» квадры бета людей с такими ценностями не заманишь.

Коренная ценность гамма-квадры — прагматизм. Как известно, на нем зиждется традиционная идеология англо-саксонских стран. Их правящие и образованные круги отличаются нелюбовью к структурной логике, порождающей всеобъемлющие системы. Философия прагматизма истинным признается все то, что приносит пользу. Абсолютная истина или даже стремление к ней отвергается.

Другая идеологическая опора квадры гамма — либерализм. Функционально его следует понимать прежде всего как свободу выбора. Понятно, что такое положение невозможно в долговременном плане без терпимости к инакомыслию, причем не только в политике. Любые догмы рушатся, бета-запреты снимаются. Со временем либерализм все больше проявляется как стремление все поставить с ног на голову, соединить несоединимое.

Либерализм имеет серьезные последствия для интимно-личностной сферы. Свободные отношения в семье перестают удивлять. Сексуальные меньшинства выходят из подполья. Полным ходом идет эмансипация женщин. Смешение поло-возрастных ролей наносит по патриархальной бета-морали окончательный удар. Потеря ориентиров, в конце концов, начинает угрожать психическому здоровью общества.

Жизнь превращается в бесконечный праздник. Везде играет музыка, горят яркими огнями рекламные вывески и витрины. Умами людей овладевает гедонистически-потребительская мораль. Когда человек насыщается отдельными блюдами или напитками, он начинает смешивать их. Такая смесь, эклектизм — характерная черта зрелой квадры гамма.

В интеллектуальной жизни происходят критические и антидогматические процессы — то, что сейчас именуют постмодернизмом. Постмодернизм — это широкое философское учение эклектического толка, в основе которого лежит смешение жанров и стирание границ. Постмодернистская эстетика в театре, кино, живописи, литературе как в зеркале отражает bдеологическую систему гамма-квадры принято называть западными ценностями.
4. Периферийные коллективисты
4.1. Социально-экономический аспект

Дельта-квадра несколько напоминает бету своей приверженностью к общественной собственности. Однако собственность становится умеренной по степени обобществления — не государственной, а корпоративной. Управляется территориально, а не ведомственно. С течением времени дельта закономерно оформляется в общество самоуправляемых территорий, имеющих сравнительно небольшие размеры.

В квадре дельта есть свои управленцы, это Администратор (ЛСЭ) и Мастер (СЛИ). Но они руководят не ведомственно и централизовано, а по месту, с учетом региональной специфики. Если местное самоуправление отдать в руки второй квадры, то неизбежно наступит феодальная раздробленность — игнорирование центральных законов, ведущее к сепаратизму. Безопасное для целостности государства территориальное самоуправление — функция четвертой квадры.

Таким образом, между ведомственным принципом управления беты и территориальным принципом дельты есть определенное противоречие. Находятся люди, которые интуитивно понимают, как можно в административном порядке разрешить конфликт бета- и гамма-ценностей. В этом русле протекает борьба А. Солженицина за возрождение земств — зачатков квадры дельта в русской жизни 19 века.

Так как я отношу этого русского писателя к ЭИЭ, то меня могут спросить: как представитель беты может ратовать за дельту? — В этом нет ничего удивительного. Ценности собственной квадры лежат в области бессознательного. А что декларируется сознательно, — это во многом дело свободной воли самого человека.

Власть в дельте принадлежит старейшинам — опытным людям, заслужившим признательность своей многолетней деятельностью. Для подобной формы государственного устройства принят термин меритократия. Правда, существует и ее негативная разновидность — геронтократия. Наглядный пример геронтократии — «кремлевские старцы», правившие Советстким Союзом после Н. Хрущева, — еще не стерся в памяти моего поколения. Но это дельта в бете, то есть всего лишь последний этап эволюции власти в тоталитарном государстве.

Если для гамма-общества в качестве ключевой характеристики подходит термин общество потребления, то для дельты таким понятием будет экологическое общество. Основная часть населения такого общества будет проживает не в городе, но и не в селе, а в пригороде, поселке городского типа и т. п. В экологическом обществе человек ведет себя не как властитель природы, а как необходимый элемент биогеоценоза.
4.2. Духовно-психологический аспект
Гуманно-трудовая система ценностей

Ее краеугольным камнем является реальный, а не декларативный гуманизм. Что стоит за этим понятием, раскрывает сравнение бета-социотипа Наставник с дельта-социотипом Гуманист. Наставник проповедует общечеловеческие моральные принципы словом (вспомните евангелие от Иоанна: в начале было слово…), на деле же их часто нарушает. Из Гуманиста вряд ли получится успешный публичный проповедник, так как природа не наделила его красноречием. Зато в повседневных делах он ближе любого другого социотипа подходит под категорический императив: поступай по отношению к своему ближнему так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе.

В дельта-квадре нет сайентистской установки, господствующей на этапе индустриализма. Упование на науку как движущую силу социального прогресса уходит, надежды возлагаются на нравственное чувство самого человека. Дельта будет совершенно не похожа на мир роботов, клонов, мутантов и тому подобных сайентистских продуктов, которыми напичканы американские гамма-фильмы о будущем. Поток научных открытий иссякнет.

На первый план снова выйдет религия. Однако речь идет теперь не о конфессиональной религиозности, которая зиждется на догме и церковной организации и в силу этого имеет мало общего с дельта-ценностями. Религия скорее будет походить на неоязычество,что-то наподобие веры в «космический разум».

Дельта-типы сплачивает умеренный коллективизм. Они придерживаются ориентации на проверенную временем традицию. Их жизнь организуется в пределах средних групп, существующих как система групп малых. Именно в таком социуме можно достичь максимального уровня душевного комфорта. Одной дуальности и уютной семьи явно недостаточно, чтобы человек испытал всю полноту жизни.

Впервые дельта-тенденцию смутно уловили еще анархисты 19 века. Петр Кропоткин, в частности, считал, что в государстве как бюрократическом механизме согласования поведения людей, имеющих противоположные интересы по причине их различного социального статуса, надобность отпадет. Будущее будет за небольшими коллективами, объединенными общей целью. Кооперация в этом случае возьмет верх над соперничеством.
В нашем веке о переходе от гаммы к дельте много писал психолог и философ Э. Фромм. Он мечтал о таком устройстве общества, которое называл «гуманистическим идеализмом». Этот болезненный процесс он представлял себе как смену установки на обладание (центральность) установкой на бытие (периферийность) [10]. В соционических терминах ненасильственное «бытие» добровольно отказавшихся от «хватательных» F-ценностей людей — это и есть общество, регулируемое идеологией четвертой квадры.

Еще один пример первичного островка гуманно-трудовых ценностей — путешествие на лодке «Ра» через океан Тура Хейердала. Его команду можно рассматривать как маленькую модель межличностного сосуществования по дельта-принципам. Из этого, впрочем, никак не следует, что сам Тур Хейердал «по крови» является типом дельта-квадры. Он всего лишь первопроходец, нащупывающий пути к ненасильственному кооперативному экологическому обществу дельта-квадры.
5. Периферийные индивидуалисты
5.1. Социально-экономический аспект

Для альфа-квадры органично подходит экономика семейного типа. При такой организации труда работают все члены семьи согласно своим силам и способностям. Никто не перетруждается, но в то же время и не отлынивает. Производится и запасается приблизительно столько, сколько семья может потребить. Такой тип хозяйства полностью приспособлен к окружающему природному ландшафту.

У власти эта квадра не бывает. Конечно, отдельные ее представители иногда попадают на центральные руководящие должности. Да, они оказываются там, но лишь в порядке исключения, подтверждающего правило. Альфа-типы не располагают ни силовыми, ни финансовыми рычагами, чтобы эффективно руководить организованными группами.

Государственные институты в альфа-обществе не развиты, господствует авторитет старших по возрасту. В этой квадре нет управленческих социотипов, наделенных логикой и сенсорикой. Государственную власть поэтому осуществляют пришельцы, либо царит анархия, но не в смысле «разбойничей вольницы», а как ситуативное лидерство того, кто в данный момент сумеет заинтересовать, увлечь, продемонстрировать знания.

В государстве как аппарате принуждения нет необходимости, так как нет серьезной агрессивности, властолюбия, избытка продукта, который можно было бы присвоить силой. Очень тяжело эта демократическая квадра реагирует на наказание, силовое принуждение, диктат давних традиций или формально введенного закона. Альфа-тип, ограниченный такими рамками, психологически погибает подобно тому, как погибает привыкший жить в единстве с природой абориген, которого поместили в городскую квартиру.

Такое общество теоретически может существовать неограниченно долго, но гибнет в результате стихийных бедствий или контактов с более агрессивными соседями. Оно возможно только в условиях очень защищенной периферии, особого параллельного мира, который зная о существовании мира цивилизованного и даже соприкасаясь с ним, тем не менее остается вне его прямого влияния.
5.2. Духовно-психологический аспект
Семейно-познавательные ценности

У альфа типов бытует ориентация на ближних других — свою малую группу. Иными словами, им свойственен умеренный индивидуализм. С одной стороны, он проявляется наподобие детского эгоцентризма — неумения взглянуть на ситуацию с точки зрения другого, чужого человека. С другой стороны, сильная зависимость этой квадры от своего ближайшего окружения не позволяет альфа-типам обратится в анти-коллективистов.

В обществе, для которого типичными стали проявления вражды и ненависти, практически единственным источником доброты и любви, взаимного уважения остается семья. Самые семейные типы в соционе — Посредник (СЭИ) и Энтузиаст (ЭСЭ). Наиболее нуждающиеся в индивидуальной заботе в рамках семьи типы — Аналитик (ЛИИ) и Искатель (ИЛЭ).

Познание альфа-квадральных сайентистов имеет самые чистые и безобидные формы, основывается главным образом на простом любопытстве. Оно никогда не превращается в догму или мощное вероучение, вербующее на свою сторону фанатичных адептов, как у беты, и не приводится в движение посредством материального интереса, прямой денежной выгоды (прикладная наука), как у гаммы.

Для альфа-познания не нужны специнструменты и напичканные дорогой аппаратурой исследовательские лаборатории. Эта квадра познает фундаментальные законы, соприкасаясь с исследуемой материей в ходе обычной жизнедеятельности. Поэтому открываемые ею законы не носят характера жестких зависимостей. Это всего лишь эмпирические обобщения часто повторяющихся событий. Однако без подобной работы разума не была бы возможна зрелая специализированная наука.

В любой квадре заложен не только потенциал движения вперед, но также и механизм самоликвидации. Альфа-квадру в конечном счете губит ее любопытство. Будучи наиболее открытыми и доверчивыми к новой информации, альфа-типы как мотылек на огонь летят навстречу своей погибели. Проникновение в ее каких-либо совершенных орудий или приемов, резко повышающих производительность труда, пробуждает инстинкты власти и обладания. А от это один шаг до классового расслоения и возникновения регулярной власти, то есть бета-уклада.

Люди, объединенные альфа-ценностями, приближаются к образцу гармоничных (в смысле Л. Гумилева) особей, то есть достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем необходимым себя и свое потомство, но недостаточно искушенных и конкурентных, чтобы создавать необходимый для экспансии прибавочный продукт.

27 Отредактировано euro (12.09.2015 21:24:42)

stdlib пишет:

3) Восходящие/нисходящие - восходящие (альфа/бета), нисходящие (гамма/дельта) - соотносено с веселыми/серьезными у А.
Восходящие осознают информацию и не осознают энергетику, нисходящие - наоборот. 

У Гуленко это трактуется как ориентированность на будущее (у восходящих) в силу того, что они не считают потраченную энергию, и ориентированность на прошлое (у нисходящих), т.к. для них первично наблюдать за расходом энергии.
Гуленко также указывает на то, что квадральные ценности могут быть привиты (навязаны) обществом. Т.е. если по соционике у тебя одни квадральные ценности, то ты можешь ратовать за другие, если другие были тебе привиты.

вот это очень точное объяснение )

28

euro пишет:

вот это очень точное объяснение )

Объяснение индивидуализма/коллективизма дано в спойлере.

29

stdlib пишет:
euro пишет:

вот это очень точное объяснение )

Объяснение индивидуализма/коллективизма дано в спойлере.

я все прочитала ))

30

нет оснований копаться в эрой ереси взятой с потолка. это не типы Юнга

31

Sol пишет:

нет оснований копаться в эрой ереси взятой с потолка. это не типы Юнга

default/wub

32

на оргиях подцепил

Гуленко - рулит! default/ku Kто не согласен - тот несогласный.