1

http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/staviskaya/staviskaya_1.jpg

Далее - интервью

2

http://www.peoples.ru/art/cinema/produc … index.html

В движении
— Работая на «Ленфильме», я была удачливым директором картин, со мной хотели сотрудничать многие режиссеры. С лентами «Ленфильма» я объездила полмира.

— А с появлением «Панорамы» осели на месте?

— Не хочу цитировать фильм Филиппа Янковского, но я постоянно живу «в движении». При этом ведь не обязательно пересаживаться с велосипеда на самолет, а с самолета на подводную лодку. Вся ответственность за процесс сконцентрирована на мне. Я лично смотрю весь рабочий материал. Когда человек так работает, по 16 часов в сутки, его жизнь нельзя назвать оседлой.

— И как женщина выдерживает такой ритм?

— На самом деле — легко. Главное — чтобы я ощущала себя в форме: если мне не нравится моя прическа, я знаю, что не смогу нормально и спокойно работать. Я очень мало отдыхаю. В позапрошлом году впервые за двенадцать лет оказалась в настоящем отпуске. Но на отдыхе я не «человек-матрас». Люблю активность.

— Вы еще и спортсменка?

— Ну, это с натяжкой. А в юности была кандидатом в мастера по легкой атлетике и стала бы профессиональной спортсменкой, но в семнадцать лет попала под троллейбус — пять переломов, — и со спортом пришлось завязать. Все случилось накануне ответственных соревнований, восстановиться оказалось невозможно. Но, к счастью, у меня было много гуманитарных интересов: книги, искусство, театр, кино.

От де-юре к де-кuно
— Вы закончили юридический факультет ЛГУ дипломной работой «Авторские права на киносценарий», почему?

— Мне безумно нравилось работать в прокуратуре Петроградского района во время преддипломной практики, я там дневала и ночевала, но прекрасно понимала, что из-за еврейской национальности меня тут не оставят, это исключено. Тогда же случайно увидела, как снимается кино, очень понравилось, ну я и выбрала эту тему для защиты. На кафедре все были страшно удивлены, поскольку никто этим аспектом не занимался. Я отправилась к юристу на «Ленфильм» и по интересующему меня вопросу нашла только три худенькие папочки с судебными прецедентами. Это все, что я могла включить в диплом. Диплом у меня, разумеется, не приняли, здорово недотягивал по количеству страниц. Тогда пришлось самой по аналогии, прецеденту, сочинять дела, придумывать имена режиссеров, названия сценариев, ведь я рисковала не защититься и потерять год. Обо всем этом, разумеется, никто не знал, даже научный руководитель.

— Слышала, что вам удалось раскрыть настоящее убийство.

— Было такое. За четыре года до моей учебной практики из окна общежития Первого медицинского института выпал самый многообещающий студент, будущее светило. Очень громкое дело, мальчик был из известной петербургской семьи, в общежитии не жил, попал туда случайно. Родственники были уверены, что это убийство, но поскольку состава преступления следователи не нашли, то квалифицировали как несчастный случай и дело закрыли. Тут на практику пришла я. А как поступают студенты? Открывается шкаф, и из кипы дел наугад берется папка. Так это дело попало ко мне. Я обошла все общежитие, нашла людей, которые тогда учились, и обнаружила явные признаки убийства. Следователь, руководитель практики, это подтвердил. Не знаю, правда, чем все закончилось.

— И после этого вы скажете, что при выборе сюжетов для сериалов не руководствуетесь профессией юриста?

— Нет. Другое дело, что я многое про это знаю, хотя сейчас назвать себя полноценным юристом уже не могу. Вот в области авторского права разбираюсь, как продюсер вне авторского права просто не смогу работать.

— Где вы находите сценарии?

— Везде. Приносят, присылают. В книжных магазинах покупаю стопки книг, читаю, выискиваю. «Тайны следствия», например, нарисовались безумно смешно: я ехала на работу, просматривала «Известия», где вдруг прочла, что состоялась презентация документальной книги петербургского юриста Елены Топильской, следователя по особо важным делам, заместителя прокурора области, «Записки сумасшедшего следователя». Я влетела на работу как ненормальная, с воплями: «Телефоны областной прокуратуры!» Не читая, просто из одного названия я сразу поняла, что это далеко не ординарный человек, тем более пишущий. Так и оказалось.

Чайно-кофейное кино
— Почему у вас всегда снимаются малознакомые артисты?

— В моем понимании в серийном продукте не должно быть известных актерских лиц. Мой принцип — так не было, но так могло бы быть. На пятьдесят минут люди должны поверить в то, что происходит на экране. Серийный продукт — это «чайно-кофейное» кино, когда зритель смотрит телевизор за чашкой чая и ему кажется, что люди на экране могли бы сидеть с ним за столом. Необходим элемент достоверности, а для этого нужны неизвестные лица. Известное лицо сразу все разрушает.

— Получается, что ни один артист не имеет шанса попасть к вам в следующий проект, — Амалия Мордвинова-Гольданская например?

— Она очень ярко сыграла в «Охоте на Золушку». И для того, чтобы актриса Мордвинова появилась в следующем серийном продукте, нужно придумать для нее что-то такое, что не разрушило бы, а, наоборот, приподняло ее образ. Так же и Анна Ковальчук. Пришла сниматься к нам в «Тайны следствия» совсем молоденькой. И потрясающе — сейчас она для всех следователь Швецова. Если Аня будет дальше сниматься в сериалах, уровень драматургии должен быть таким, чтобы «следователь Швецова» уже не возникала.

— Собираетесь снимать большое кино с известными артистами?

— Уже пригласила Инну Михайловну Чурикову участвовать в проекте из восьми серий с рабочим названием «Винтовая лестница». И очень рада, что она согласилась. Но это не сериал, а телекино. Ретро. Русский детектив. Инна Михайловна будет играть безумно любопытную вдову-генеральшу. Время и место действия — 1912 год, Петербург. Там все достаточно иронично и серьезно одновременно, ведь события происходят нешуточные.

— В ваших работах читается питер-ский стиль.

— Было бы странно, если бы у петербургского продюсера Ставиской в картинах считывалась французская гламурность. Откуда ей взяться — я родилась, выросла, училась в этом городе. Мой прадед — профессор Петербургской консерватории, где до сих пор есть мемориальный класс, табличка. И я могу только порадоваться, если в том, чем я занимаюсь, чувствуется петербургская взыскательность.

3

http://www.kinoart.ru/magazine/04-2003/ … avisskaya/

Ада Ставиская:


«Я контролирую все»

Интервью ведет Н. Сиривля


"Танцующая на волнах", режиссер Т. Мельникова
Наталья Сиривля. Современный кинематограф во многом опирается на производственную базу советского кино. Сериалы — совершенно другая индустрия, которая возникает фактически заново…

Ада Ставиская. Реально начало этой индустрии положили «Менты». Сериал был еще очень низкого технического качества, но с высочайшим зарядом творческой энергетики. Для А. Рогожкина и продюсера А. Капицы это был просто крик души, хотелось, чтобы появилось что-то принципиально новое по духу, по лексике, по героям и т.д. Я помню, как мои коллеги, да и я сама, кривились, глядя на это зрелище. Успех пришел к «Ментам», если мне не изменяет память, только после седьмой-восьмой серии. А уж когда они появились в эфире ОРТ, все осознали: вот он, прорыв. Ведь ничего же не было: ни полноценного проката российских картин, ни пристойных сериалов на телевидении. И вдруг появилось нечто узнаваемое, кино про нашу жизнь. Стало ясно, что люди будут это смотреть. Так все и началось.

Н. Сиривля. Расскажите, как строится сегодня сериальное производство, начиная со сценарных разработок до реализации готовой продукции.

А. Ставиская. Для меня все начинается с поиска адекватного сюжетного материала, я сознательно не говорю — драматургического, именно сюжетного. Важно понять, насколько тот или иной сюжет способен выдержать развитие на протяжении десяти, двенадцати или двадцати серий. Сериал — это марафон. Фабула не должна быть слишком сложной, насыщенной и многоходовой. Сериалы делаются для массовой аудитории, и зритель не должен гадать: что там происходит на экране, кто этот тип, кто эта тетенька? Когда основной сюжет найден, начинается разработка побочных линий. Без них тоже нельзя, необходимо разнообразие фактур, типажей. Когда достигнуто понимание между продюсером и сценаристом, начинается работа над сценарием. У каждого продюсера свой опыт. Я, например, всегда прошу, чтобы сценарист сделал разбивку по сериям. Далее пишется поэпизодный план, то есть уже выстраивается драматургия. И после того как поэпизодный план полностью выверен, так что уже спичку вставить нельзя — все пригнано одно к другому, — начинаем прописывать каждую серию с диалогами. Делаем первый вариант, обсуждаем его, вносим все правки и утверждаем окончательный вариант сценария. Редко бывает, что к началу производства готовы сценарии всех серий. Я начинаю съемочный процесс, когда написаны, скажем, первые четыре серии. К моменту, когда закончено производство, уже готовы следующие четыре. Но все зависит, конечно, от темы. Например, нет необходимости досконально прописывать эпизоды «Агентства НЛС» — есть возможность насытить действие актуальным, сиюминутным материалом. А такой проект, как «Братья Карамазовы» по Ф.М.Достоевскому, который мы запускаем, естественно, невозможно снимать без полностью готового сценария. Это настоящее телевизионное кино, и требования к нему совершенно особые. Или экологический триллер «След кабана», который будет сниматься на Куршской косе. История начинается в XIII-XIV веках и переходит в наши дни. Это архисложный и довольно дорогой в производстве проект, предусматривающий использование цифровых технологий и спецэффектов, и нужно все заранее просчитать. Поэтому мы тоже работаем по уже готовому сценарию, на начало производства написаны все двенадцать серий.

Н. Сиривля. У вас работает группа сценаристов?

А. Ставиская. Да, вокруг компании сложилась группа сценаристов — молодых, неизвестных пока еще авторов. Но это не значит, что пять-десять человек пишут один сценарий. Каждый из них работает на своем проекте.

Н. Сиривля. А как строится процесс производства?

А. Ставиская. Семь дней — подготовительный период, семь — съемки одной серии, десять — монтажно-тонировочный период. Я стараюсь организовать все таким образом, чтобы снимать по две серии с шагом в две недели. Иными словами, за сорок пять календарных дней мы производим окончательно готовые к эфиру два часа экранного времени.

Н. Сиривля. Вы снимаете на базе «Ленфильма»?

А. Ставиская. Нет, к «Ленфильму» мы не имеем никакого отношения. Снимаем там, где целесообразнее, где лучше соотношение цены и качества.

Н. Сиривля. Значит, все необходимые профессионалы у вас в штате?

А. Ставиская. Нет, собираем людей на проект, заключаем контракты. В городе есть множество специалистов, давно покинувших «Ленфильм» и пустившихся в свободное плавание. И, кроме того, есть люди, которые просто пришли с улицы на студию «Панорама» и обрели профессию здесь. Я считаю, что это самое рентабельное: если человек действительно хочет чему-то научиться, у нас это всегда возможно. И мне некоторым образом легче самой учить людей работать, чем их ломать и переучивать.

Н. Сиривля. Вы снимаете преимущественно в Петербурге?

А. Ставиская. Да, но иногда позволяем себе экспедиции. Вот сейчас — на «Тайнах следствия» — едем в Выборг. А сериал «Танцующая на волнах» мы снимали в Тунисе — так по сценарию.

Н. Сиривля. Кто является заказчиком ваших сериалов? Вы работаете напрямую с телеканалами?

А. Ставиская. Мы работаем и с каналами, и с компаниями, которые имеют возможность финансировать производство, чтобы стать потом правообладателями. Пока действовали льготы, предусмотренные Законом о кино, таких компаний было довольно много. Ныне ситуация изменилась, что опять заставляет нас работать напрямую с каналами. Сейчас мы договариваемся с «Россией» о совместном производстве пятисерийного детектива «Винтовая лестница». Очень изящный, красивый проект: действие происходит в начале ХХ века под Петербургом, в дачной местности. Расследование ведет пожилая дама, вдова генерала — прекрасная роль, рассчитанная на очень известную актрису, любимую, обожаемую нашим зрителем. Кто это будет, пока не скажу. Н. Сиривля. Как вы оцениваете жанровую ситуацию в сериальном пространстве? А. Ставиская. Я прихожу в ужас и уныние от того количества трупов, крови, натурализма и насилия, какое мы видим сегодня на экране. Когда у меня выдается «телевизионный день» (я устраиваю себе такие дни — по шестнадцать, двадцать часов подряд смотрю телевизор, прыгая с кнопки на кнопку), я просто путаюсь: это труп из какого сериала? Эти кишки — на каком канале? Везде абсолютно одно и то же. Неужели не ясно, что криминальный жанр — не единственный, что существуют и мелодрама, и комедия, и лирическая комедия, в конце концов, и детектив в его классическом виде. Произведения лучших авторов, работавших в этом жанре, не усеяны трупами на каждой странице. Всего должно быть в меру. И если по сюжету, как в сериале «Тайны следствия», нам необходимо показать место преступления, мы стараемся снять эпизод так, чтобы зритель просто понял, куда приехала следственная бригада. Потому что когда я вижу в каждом эпизоде оторванные ноги, руки, ножи в животе и т.п., думаю только об одном: зачем? Во-первых, часть всегда работает сильнее, чем целое, это закон искусства. А во-вторых, сам по себе труп сюжетно, драматургически никому не интересен. Гораздо интереснее, почему произошло преступление?

Н. Сиривля. А почему, по-вашему, на нашем экране происходит такое количество преступлений?

А. Ставиская. Мне кажется, срабатывает инерция. Тиражируется продукция, которая уже имела успех. Вещатели полагают, что у сериалов, сделанных в другом жанре, не будет высокого рейтинга. Абсолютное заблуждение. В «Остановке по требованию», популярной у зрителя, никаких трупов нет. И это совершенно иной жанр, в котором, кстати, гораздо сложнее работать. Нужно искать какие-то изюминки, какие-то акценты, с помощью которых можно привлечь и удержать внимание зрителя. Однако должна сказать, что сейчас интерес вещателей все-таки меняется в пользу других жанров. Это видно даже по названиям.

Н. Сиривля. Когда я разговариваю с теле- и кинопродюсерами, все в один голос жалуются на дефицит идей. Вы сталкиваетесь с этой проблемой?

А. Ставиская. Сказать, что нет, было бы слишком самонадеянно. Сказать, что да, будет неправдой. Идеи есть. Есть много молодых авторов, у которых по-другому устроены головы, у них другой опыт… В них есть какая-то смесь абсолютной «дремучести» и оригинальности. Они пишут безграмотно, не по-русски. Но в этих убогих, корявых текстах подчас можно найти любопытную историю и зачатки каких-то неожиданных представлений о человеческом нутре, об эмоциях, страстях… Поэтому не могу сказать, что я испытываю дефицит сюжетов и сценариев. Они есть, только отыскать и выудить их в потоке абсолютно графоманских текстов — мучительный, каторжный труд. Но эта работа себя оправдывает: иной раз попадаются крайне интересные вещи.

Н. Сиривля. После «Бригады» возникла тенденция, связанная с удорожанием сериалов, их приближением к эстетике кино: и бюджет другой, и качество съемки, и манера изложения. Вытеснят ли эти дорогие, «кинематографического» качества сериалы более простую и дешевую продукцию?

А. Ставиская. Мне кажется, нет. Не все то золото, что блестит. Когда зрителю интересно, он принимает героев и ему нравится история, он в последнюю очередь задумывается, много ли в кадре зеленого или красного, с верхней точки снято или с нижней, сколько стоит костюм. В нашем деле главное — не бюджет, а искусство. Банально, но факт. Есть сюжеты, которые невозможно снять без цифровых технологий и безумно дорогих спецэффектов. А когда речь идет о двух пожилых людях, которые встретились на склоне лет, ну какие технологии тут нужны? Нужны два дивных артиста и прекрасно выписанная история. Всё. Ну а если уж говорить об увеличении бюджета… Американские сериалы отличаются тем, что снимаются в павильонах. Мы пока этого себе позволить не можем. Практически все наши сериалы снимаются в реальных интерьерах, что крайне ограничивает, с точки зрения изобразительного решения. Из интерьера много не выжмешь. В остальном же я не испытываю никаких сложностей в рамках тех бюджетов, которые мы имеем. Если, например, снимаются трюки и нужны три, пять, десять камер, они есть. Но прелесть серийного производства в том, что на каждый день требуется только камера, все, что нужно для ее движения — кран, рельсы, тележка, — и хороший свет… А в исключительных случаях, если уж для какой-то сцены необходим павильон, выстроим павильон, если нужна компьютерная цветокоррекция, что ж, идем и на это…


"Танцующая на волнах", режиссер Т. Мельникова
Н. Сиривля. В сериальном производстве существует огромная проблема, связанная с актерами: мелькание одних и тех же лиц приводит и к снижению качества актерской игры, и к тому, что сами сериалы порой неотличимы друг от друга. Вы с этим сталкиваетесь?

А. Ставиская. Нет, не сталкиваюсь. И не собираюсь сталкиваться. У меня не будут сниматься актеры, кочующие из сериала в сериал, что я расцениваю, как неуважение к зрителю и неуважение артистов к самим себе. Мы позволили себе пригласить О. Понизову, которая только что снялась в сериале В. Ускова и В.Краснопольского «Две судьбы», но это исключительный случай. Оля, во-первых, замечательная актриса, а во-вторых, идеально подходит на роль главной героини в «Танцующей на волнах». А вообще, я считаю, что сериальный продукт требует новых, незнакомых зрителям исполнителей. Все наши истории столь условны, что превратить их в безусловное зрелище, вызвать сочувствие, сопереживание можно только за счет свежих, не примелькавшихся актерских лиц. Почему «Менты» имели такой бешеный успех? Да потому что ребята, которые там снимались, были на тот момент неизвестны. И зрители в них поверили сразу и навсегда. Для меня это абсолютно очевидно. И я борюсь сама с собой, с группой, с ассистентами по кастингу… Они слезами обливаются в поисках артистов: «Давай вот этого возьмем! Ну не на главную роль!..» Я отвечаю: «Нет. Он засветился там-то, там-то и там-то».

Н. Сиривля. Насколько подробно вы как продюсер контролируете процесс производства?

А. Ставиская. Я контролирую все — на всех стадиях, ежедневно и ежечасно.

Н. Сиривля. От разработки сценарной идеи до монтажа?

А. Ставиская. Да, конечно. Это обязательное условие. Можно что-то изменить в сценарии в связи, допустим, с появлением актера, корректировать работу на площадке… Но все требует обсуждения. Никакой самодеятельности! Все — наемные работники, все подписывают контракт и выполняют его в рамках существующих договоренностей.

Н. Сиривля. Но наши режиссеры, как правило, заражены авторскими амбициями. Как вы с ними решаете возникающие проблемы?

А. Ставиская. Иногда бывает легко, иногда трудно… Единственное, что я знаю: во время творческого процесса нельзя «бегать с топором» — ничего хорошего не получится. Моя позиция такова: если происходят какие-то проколы, во всем виновата я сама. Поэтому важно не то, чтобы режиссер думал, как я (это как раз совершенно неинтересно), а то, чтобы мы мыслили в одном направлении, говорили на одном языке. Есть общая территория — сценарий. И на этой территории все предложения, которые ведут к более качественному результату, принимаются. Я не стану тупо сидеть и сверять: а вот в сценарии не так написано. Я открыта к всяческим улучшениям. Однако творческая фантазия безгранична, творческие импульсы летят, словно искры, и, увлекшись, режиссер может просто не заметить, что уходит в сторону. И вот тут-то и нужен продюсер. Его задача — контролировать процесс, чтобы режиссер хорошо сделал ту работу, для которой приглашен. Я каждый день смотрю материал. Если у меня параллельно снимается три сериала, устраиваю три сеанса. И потому мне легко общаться с режиссерами по поводу монтажа, я уже видела черновой материал, знаю, какие там дубли, что и с каких точек снято, как это можно склеить.

Н. Сиривля. Вы работаете с неизвестными актерами, с начинающими сценаристами. Этот принцип касается и режиссеров?

А. Ставиская. Да, я ищу молодых режиссеров не то чтобы не известных. Для меня не проблема, известен режиссер или нет, мне просто кажется, что как раз серийное производство дает шанс человеку одаренному и талантливому быстро показать себя, проявить свои способности. Это первое. Второе: сериалы — колоссальная школа. И именно молодые режиссеры сразу же начинают правильно работать в нужном ритме, в рамках существующего бюджета, в заданных технологических параметрах… Илья Макаров делает у нас «Тайны следствия». Его картина «Тело будет предано земле» — это не мое кино и стилистически, и жанрово, но, посмотрев ее, я поняла, что Илья, конечно же, режиссер. Он в ту пору проходил стажировку у А.Германа, и я его пригласила. Илья, прочтя сценарий, отказался. Я попросила его подумать. Через десять дней он мне позвонил и сказал, что согласен. И для него это был крупномасштабный дебют — шестнадцать серий. Снимал тоже оператор-дебютант Степа Коваленко — выпускник мастерской Э. Розовского в Академии телевидения и кино. Далее, режиссерская мастерская Л. Менакера в той же академии. Я пообщалась с его учениками, посмотрела их дипломные фильмы, поняла, что все ребята интересные, с ними можно работать. Антон Бычков, он же Антон Сиверс, снимал «Охоту на Золушку» (авторы пилота — П. Долинин и Н.Адоменайте, а дальше работал Бычков). Митя Парменов дебютировал у меня шестнадцатью сериями «Агентства НЛС», а вместе с ним и оператор Д. Казаков, это тоже его полномасштабный дебют. Таня Мельникова сделала «Танцующую на волнах». А недавно я пригласила студента Пашу Тонкова (он выпускается в 2003 году), он проработал месяц в качестве первого ассистента режиссера на сериале «Агентство НЛС» и готовится к съемкам двухсерийного фильма, которым будет защищаться в академии как дипломной работой. Это будет пилот сериала. Если получится, будем работать дальше.

Н. Сиривля. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития сериальной индустрии? Число таких независимых студий, как ваша, будет расти, или производство сосредоточится в основном на телеканалах?

А. Ставиская. Если у меня будет снят замечательный сериал, который останется в стенах моей студии, ни мне, ни кому другому лучше не станет. Невозможно делать телевизионный продукт, не будучи в связке с каналом, не понимая, для кого ты работаешь, кто заказчик. У СТС, например, ставка на развлечение для молодой аудитории, а «Россия» — канал государственный, учитывающий вкусы и интересы всей массы зрителей, стало быть, и продукция должна соответствовать этой установке. Поэтому я уверена, что телевизионное производство будет у нас развиваться в непосредственной зависимости от вещательных корпораций. Со временем, я надеюсь, появится отдельный канал телевизионного кино. Ведь у телевизионных фильмов своя особая специфика.

4

После данного полотна - мое мнение: Робка или Габенка.
Высказывайтесь, плз. Хоть только по внешности

5

Читать утомительно (пока?) По фото, возможно, Штирлиц

6 Отредактировано ardilla (01.02.2007 07:02:20)

uziman пишет:

Читать утомительно (пока?) По фото, возможно, Штирлиц

Логику и я вижу. Но:
1) украшения
2) свитер - ?
да и вообще сфера деятельности наталкивает на мысль или о габости, или о робости при дуализации (юрист, за справедливость в сфере авторского права - м?)
Интересно, что скажет тагра

7

Отдаю голос за Роба.

8

Я за ЛСЭ

9

Praetor_Gix пишет:

Я за ЛСЭ

штирля мало-мало будет. где пинжак и рациональное лицо?
хотя потребность все подряд контролировать - наводит на размышления.

10

Джим пишет:

Отдаю голос за Роба.

чегтовски утешительно, батенька default/smile

11

неужели никто-никто не смотрел тайны следствия? и вообще никаких других ее фильмов? люди, ну хоть навскидку, дайте, плз, варианты. хоть по фотке. ну пжааалста!!!

12

ardilla пишет:
Praetor_Gix пишет:

Я за ЛСЭ

штирля мало-мало будет. где пинжак и рациональное лицо?
хотя потребность все подряд контролировать - наводит на размышления.

Да, это за ST-клуб. А фейсом она на Ёлочку похожа.