В соционике выработан собственный "загрузочный язык" с особыми словами и выражениями.
Поскольку язык предоставляет нам символы, которыми мы оперируем в процессе мышления, контроль определенных слов позволяет контролировать мысли. Среди социоников различных школ все сложные ситуации принято классифицировать и обозначать емкими терминами-ярлыками, что позволяет перевести эти ситуации из реальной плоскости в плоскость соционических штампов. Каждый такой термин, или ярлык, служит вербальным выражением "загрузочного языка" и программирует мышление человека в каждой конкретной ситуации, изначально навязывая стереотипы мышления. Еще Л. Витгенштейн писал, что язык представляет собой не только инструмент для отражения реальности, но и составляет фундамент для мышления на уровне символического выражения. Язык и мыслительные штампы неразрывно связаны и взаимно переплетены. Поведение людей основано на определенной системе представлений о мире и определяется правилами языка. На основании этих правил оценивается достоверность суждений о фактах реальности. Культура и язык определяют, какие значения будут приписаны фактам (доброе-злое, истинное-ложное, реальное-илюзорное, хорошее-плохое), хотя сами по себе факты никак не окрашены. Правила, на основе которых интерпретируются факты, выдуманы людьми. Факты носят объективный характер, а правила обусловлены культурой и языком. Факты могут оставаться прежними, а правила могут изменяться. Это позволяет моделировать совершенно иную реальность, в которой люди начинают жить иначе.
Соционические клише, или "загрузочный язык", возводят невидимую стену между последователями социониками и "чужими". Употребление вербальных штампов приводит к тому, что соционики начинают чувствовать свою "особенность" и отделяют себя от окружающего мира. Язык дает возможность привести в смятение новичков, которые хотят понять, о чем же все таки говорят соционики. Они считают, что должны упорно овладевать знаниями, чтобы научиться думать и "понимать" истину. В действительности, усваивая "загрузочный язык", они обучаются тому, как не думать, и узнают, что понимание подразумевает веру и ничего больше. Важный элемент контроля мыслей строится на способности экранировать, или блокировать, любую информацию, в которой содержатся критические замечания о социониках и соционике. Обычные защитные механизмы человека деформируются до такой степени, что они начинают защищать его новую "соционизированную" личность от реальной.
Еще одним важным моментом является "научное обоснование" доктрины, лингвистическое моделирование реальности и доминирование соционической доктрины над личностью. Чтобы увлечь за собой людей в современном мире, любое "духовное" учение должно быть "научно обосновано". Наука о структуре личности и межличностных отношений кажется спасением для многих людей, так как существенно упрощает мир. Соционические авторы чутко уловили эту современную потребность людей в научном обосновании свода догматических духовных принципов и создала подобие науки о человеческом поведении и человеческой психологии. Чтобы доказать справедливость претензии на научность, соционики проводят различные семинары, конференции, симпозиумы, создают институты, издают книги, методички, публикуют доклады, тезисы. Тем самым косвенно демонстрируется "научность", а сама доктрина приобретает интеллектуально-правовой статус.
Все наши представления о реальности опосредованы системой устойчивых метафор, интерпретация которых определяется степенью интеграции в культуру и владения языком. Таким образом, с помощью языка с его закономерностями в назывании объектов реальности (номинациях) и в организации их значений (семантике) можно воспроизвести, или заново создать, реальность. Под лингвистическим моделированием следует понимать намеренное использование процессов, которые неоправданно упрощают представления о реальности. Это достигается с помощью искусной лингвистической манипуляции на основе введения обобщений, искажений и игнорирования важных свойств явлений и событий. Язык сводится к набору штампов, а каждой фразе придается статус значимости и божественный смысл. Крайне упрощенная лингвистика таит в себе очарование и способна оказывать колоссальное нейрологическое воздействие на сознание: поскольку любую проблему в жизни человека легко свести к общему набору внутренне согласованных принципов, человек считает, что познает и ощущает истину. Ему все ясно и понятно, на все вопросы всегда есть ответы. Лайонел Триллинг называет это "языком безмыслия", поскольку самые трудные вопросы сводятся к готовым штампам и примитивным лозунгам. При этом человек не осознает, каким образом он моделирует реальность, и считает свое восприятие и представление о реальности объективными. Элемент доминирования доктрины над личностью начинает работать в тот момент, когда возникает конфликт между тем, что человек ощущает на собственном опыте, и тем, что предписывает ему ощущать доктрина.
Поэтому начав знакомиться с соционическими текстами и терминологией будьте осторожны. Пользуйтесь нижеприведенными мерами интеллектуальной профилактики от соционического отупения и умственной гигиены.
1. В обыденных (НЕ-соционических) разговорах и рассуждениях чаще употребляйте слова "логика", "этика", интуиция", "сенсорика" в их естественном общепринятом значении.
2. В рассуждениях и беседах на соционические темы время от времени используйте "мышление" вместо "логика", "чувства" вместо "этика", "ощущения" вместо сенсорика
3. Попытайтесь реже обозначать межличностные отношения штампами "заказ", "зеркальные", "ревизные" "супер-эго".
Одним словом говорите так, будто ваш собеседник совершенно не знаком с соционическими терминами. Возможно, вам придется произносить или набирать на клавиатуре гораздо больше слов. Но это не такая уж дорогая плата за страховку пусть и небольшого, но все же риска отупеть. Не будьте слишком самоуверенны, не успокаивайте себя мыслью "Ну уж со мной-то этого точно не произойдет!"