По поводу религии, веры и прочего в данный момент личная концепция следующая:
1) Бог есть. Ну или не Бог, а Высший Разум, неважно как его назвать. Он не может не быть, так как иначе в мироздании образовывается пустота, которую нечем заполнить. Попытки человечества это сделать к успеху не привели и видимо никогда не приведут.
2) Он, разумеется, один (так как иначе в мироздании был бы полный бардак).
3) Вера абсолютна. Вера это согласие с существованием ВР, старание понять его и следовать ему, и то и другое в меру своих возможностей.
4) Религия это проекция абстрактной и неформализуемой веры на тот уровень восприятия, который доступен широким массам. Также она способна формировать в этих массах ту систему ценностей, которая нужна им или автору проекции (в хороших религиях обоим).
Поэтому религий много, они пережили не одну реформу, то есть смену проекции вследствие смены политических или экономических обстоятельств, а также развития науки и роста среднего уровня интеллекта.
5) Современное христианство (и его аналоги) по части соответствия развитию общества застряло где-то на уровне средних веков, поэтому и малопопулярно в социуме. И общественная пропаганда тут слабо помогает, в лучшем случае народ делает вид, что верит. А истинно верующие это в большинстве своем не сильно далекие и не сильно мудрые люди (разумеется, есть масса исключений, особенно в средних-высоких социальных слоях, которые однако не меняют общей тенденции).
То есть сейчас здравомыслящий человек не верит в сотворение мира за 7 дней и прочие мифы и легенды, описанные в Библии. Да и историческая часть ее вызывает сильные сомнения, так как по большей части она не подтверждена археологией, а кое-где и наоборот, поставлена под сомнение. Дальше действует принцип "единожды соврав".
При том что этическая сторона христианства, закладываемая им мораль, в целом весьма адекватная и полезная (особенно для современного общества) вещь. Но ее тормозит обоз из явно устаревшего информационного багажа, приводя к описанным выше последствиям.
6) Для возрождения духовности в обществе (а оно в нём сейчас нехило нуждается) нужно не пихать в него старый салат под новым майонезом, а менять начинку. То есть чтобы написанное в религиозных книгах не противоречило (по крайней мере явным образом) известным научным данным. Чтобы язык изложения был прост и доступен для восприятия. Чтобы была поддержка или наоборот опора на уже имеющиеся в обществе социальные архетипы (к сожалению, они разные для разных народов). И так далее.
Текст писался за 5 минут на коленке, так что могут быть косяки или недоговорки. Если увижу - поправлю. Пока всё.