самый страшный код, который я когда либо видел, был написан гюгой. там было и спагетти, и использование личных паролей в обращениях к базе данных. больше всего меня добил кусок в котором предусмотривалась возможность того что файл читается, но отсуствовал выход из процедуры если файл не читается.
Типичная ЧЛ. Но, кроме всего прочего, ещё и слабая
А у меня - вот, классика кода, с которым приходится работать (далеко не худший кусок, первый попавшийся, демонстрирующий общую тенденцию )
int dropConstant;
int randDropLim = 70;
int randPlusMin = 1;
dropConstant = _rand.nextInt(randDropLim);
//randomize +/-
randPlusMin = _rand.nextInt(2);
if ( randPlusMin == 1 ) dropConstant *= -1;
int newX = this.getX() + (int)Math.round(dropConstant);
dropConstant = _rand.nextInt(randDropLim);
//randomize +/-
randPlusMin = _rand.nextInt(2);
if ( randPlusMin == 1 ) dropConstant *= -1;
int newY = this.getY() + (int)Math.round(dropConstant);
// Init the dropped L2ItemInstance and add it in the world as a visible object at the position where mob was
dropit.dropMe(this, newX, newY, this.getZ());
Но гораздо чаще придирки не к коду, а именно к общей структуре разработки