расскажите популярно.
а то я что-то у себя из "общеизвестных" признаков пополам того и другого нахожу
вот если я то безапелляционно заявляю - я деклатим? а если спустя дсять минут и поменяв тему исключительно вопросами разговариваю - квестим? а если в конце вопроса добавляю "да"? а если других пребиваю, а сама то "блоками" разговариваю, то, напротив, требую хотя бы "угуканья" на каждую фразу? если задаю вопросы и сама на них отвечаю? а если вопрос не задаю, а ответа требую?
ёлка, ты квестим.
1. На один небольшой абзац пять вопросительных знаков и ни одного восклицательного.
2. Сомневаешься, квестим или деклатим.
ёлка, ты квестим.
1. На один небольшой абзац пять вопросительных знаков и ни одного восклицательного.
2. Сомневаешься, квестим или деклатим.
а щас заходишь в другую тему - например, моего типировния и видишь три экрана текста без вопросов )
Тема типирования не катит, бо там ты четко отвечаешь на поставленные вопросы.
Вопросы, правда уж очень.. уёбищные...
Вопросы, правда уж очень.. уёбищные...
Это что, поддержание имиджа?
Ты можешь предложить неуёбищные вопросы?
Цитирую...
Квестимы (интуиты I и II квадр, сенсорики III и IV квадр):
1. Квестим более склонен к вопросительным интонациям. Даже его утверждения, как правило, звучат менее категорично, чем у деклатимов.
2. Квестим склонен отвечать вопросом на вопрос. Нередко начинает рассказ с фраз типа "О чем вам рассказать?..". Часто задает вопросы, не несущие смысловой нагрузки и не требующие ответа, переспрашивает, хотя слышал вопрос и понял его ("Будешь картошку?" - "Кто? Я? Буду!"). Склонен использовать вопросы как инструмент для поддержания коммуникации (может переспросить для того, чтобы получить время для обдумывания ответа).
3. Квестим в большей степени настроен на общение в режиме вопросов и ответов. Всегда как бы ведет диалог - с реальным собеседником ("хотелось услышать отклик", "спрашивайте меня, я отвечу") или с воображаемым (внутренний "диалог"). Даже если рассказ квестима был задуман как монолог, как правило, он все равно распадается на фрагменты (вопрос - ответ).
4. Квестим непосредственно, сразу реагирует на вопрос, заданный по ходу его монолога (независимо от вертности и рациональности/иррациональности) - дает ответ, затем продолжает прежнюю тему. Поскольку более настроен на диалог, чем на "безответный" монолог, предпочитает, чтобы ему задавали вопросы. Сам с большим трудом, чем деклатим, удерживается от соблазна задать вопрос "по ходу", перебить собеседника.
Деклатимы (сенсорики I и II квадр, интуиты III и IV квадр):
1. В речи деклатима преобладают утвердительные интонации, что может восприниматься как уверенность или категоричность. Даже его вопросы зачастую звучат в утвердительном тоне.
2. Деклатим склонен задавать вопрос именно для того, чтобы получить/найти на него ответ. В отличие от квестима, редко отвечает вопросом на вопрос или использует не несущие смысловой нагрузки вопросы как инструмент для поддержания коммуникации.
3. Деклатим в большей степени настроен на общение в режиме монолога - когда собеседники "выступают по очереди" (происходит обмен серией монологов). Поэтому подсознательно стремится трансформировать диалог в монолог (либо в свой собственный, либо в монолог собеседника, просто слушая и не прерывая) - что в результате звучит как последовательность чередующихся монологов двух собеседников.
4. Деклатим сбивается (может "потерять мысль"), когда его перебивают по ходу монолога, поэтому обычно пережидает, пока не стихнут комментарии. В ответ на вопрос "по ходу" просит подождать окончания своего монолога, и встраивает в него ответ на прозвучавший вопрос ("подождите, сейчас я отвечу"). Сам более терпимо (с большим пониманием) относится к просьбе не перебивать, и ждет окончания рассказа собеседником - избегает задавать вопросы "по ходу", настроен сначала выслушать до конца, и лишь затем задавать вопросы, высказывать ответные аргументы.
Аналогия
Деклатим и квестим как бы ведут повествование в различных литературных жанрах. У деклатима это законченное повествование - рассказ, где есть завязка, кульминация, развязка, а у квестима это жанр пьесы, состоящей из диалогов.
Гипотезы
1. Вертность усиливает проявления данного признака: экстраверсия усиливает деклатимность, интроверсия усиливает квестимность.
2. Невербальный контакт с собеседниками у квестима более ярко выражен, чем у деклатима (контакт глаз, поворот корпуса, жесты).
3. В письменной речи деклатим склонен заменять вопросительное по смыслу предложение на повествовательное. Квестим же склонен заменять повествовательное предложение вопросительным или восклицательным (как бы требующим ответа, "провоцирующим" читателя на отклик).
Примеры
Квестимы:
"Есть ли к цели более чем один путь? Да" (человек полностью повторил заданный ему вопрос, прежде чем ответить). "О чем бы вам рассказать? Что бы вы хотели узнать? Вчера я ходил…" (ответ на просьбу рассказать, что он делал вчера, человек начал с серии вопросов, по сути, не требующих ответа).
Деклатимы:
"Когда люди перечисляют десятки своих интересов, я не понимаю, то ли они "гонят", то ли что?" (вопрос звучит как утверждение).
<Деклатим>: "Как ты доехала?"
<Квестим>: "Кто? Я? Хорошо".
11 13.05.2006 17:25:36 Отредактировано Механик (13.05.2006 17:28:50)
Механик пишет:Вопросы, правда уж очень.. уёбищные...
Это что, поддержание имиджа?
Ты можешь предложить неуёбищные вопросы?
Лехко!
Ты сегодня обедал(а)?
И 5 вариантов ответа:
1. Да
2. Нет
3, Не помню
4. Не уверен
5. А вы с какой целью интересуетесь?
Цитирую...
Квестимы (интуиты I и II квадр, сенсорики III и IV квадр):
1. Квестим более склонен к вопросительным интонациям. Даже его утверждения, как правило, звучат менее категорично, чем у деклатимов.
2. Квестим склонен отвечать вопросом на вопрос. Нередко начинает рассказ с фраз типа "О чем вам рассказать?..". Часто задает вопросы, не несущие смысловой нагрузки и не требующие ответа, переспрашивает, хотя слышал вопрос и понял его ("Будешь картошку?" - "Кто? Я? Буду!"). Склонен использовать вопросы как инструмент для поддержания коммуникации (может переспросить для того, чтобы получить время для обдумывания ответа).
3. Квестим в большей степени настроен на общение в режиме вопросов и ответов. Всегда как бы ведет диалог - с реальным собеседником ("хотелось услышать отклик", "спрашивайте меня, я отвечу") или с воображаемым (внутренний "диалог"). Даже если рассказ квестима был задуман как монолог, как правило, он все равно распадается на фрагменты (вопрос - ответ).
4. Квестим непосредственно, сразу реагирует на вопрос, заданный по ходу его монолога (независимо от вертности и рациональности/иррациональности) - дает ответ, затем продолжает прежнюю тему. Поскольку более настроен на диалог, чем на "безответный" монолог, предпочитает, чтобы ему задавали вопросы. Сам с большим трудом, чем деклатим, удерживается от соблазна задать вопрос "по ходу", перебить собеседника.Деклатимы (сенсорики I и II квадр, интуиты III и IV квадр):
1. В речи деклатима преобладают утвердительные интонации, что может восприниматься как уверенность или категоричность. Даже его вопросы зачастую звучат в утвердительном тоне.
2. Деклатим склонен задавать вопрос именно для того, чтобы получить/найти на него ответ. В отличие от квестима, редко отвечает вопросом на вопрос или использует не несущие смысловой нагрузки вопросы как инструмент для поддержания коммуникации.
3. Деклатим в большей степени настроен на общение в режиме монолога - когда собеседники "выступают по очереди" (происходит обмен серией монологов). Поэтому подсознательно стремится трансформировать диалог в монолог (либо в свой собственный, либо в монолог собеседника, просто слушая и не прерывая) - что в результате звучит как последовательность чередующихся монологов двух собеседников.
4. Деклатим сбивается (может "потерять мысль"), когда его перебивают по ходу монолога, поэтому обычно пережидает, пока не стихнут комментарии. В ответ на вопрос "по ходу" просит подождать окончания своего монолога, и встраивает в него ответ на прозвучавший вопрос ("подождите, сейчас я отвечу"). Сам более терпимо (с большим пониманием) относится к просьбе не перебивать, и ждет окончания рассказа собеседником - избегает задавать вопросы "по ходу", настроен сначала выслушать до конца, и лишь затем задавать вопросы, высказывать ответные аргументы.Аналогия
Деклатим и квестим как бы ведут повествование в различных литературных жанрах. У деклатима это законченное повествование - рассказ, где есть завязка, кульминация, развязка, а у квестима это жанр пьесы, состоящей из диалогов.Гипотезы
1. Вертность усиливает проявления данного признака: экстраверсия усиливает деклатимность, интроверсия усиливает квестимность.
2. Невербальный контакт с собеседниками у квестима более ярко выражен, чем у деклатима (контакт глаз, поворот корпуса, жесты).
3. В письменной речи деклатим склонен заменять вопросительное по смыслу предложение на повествовательное. Квестим же склонен заменять повествовательное предложение вопросительным или восклицательным (как бы требующим ответа, "провоцирующим" читателя на отклик).Примеры
Квестимы:
"Есть ли к цели более чем один путь? Да" (человек полностью повторил заданный ему вопрос, прежде чем ответить). "О чем бы вам рассказать? Что бы вы хотели узнать? Вчера я ходил…" (ответ на просьбу рассказать, что он делал вчера, человек начал с серии вопросов, по сути, не требующих ответа).Деклатимы:
"Когда люди перечисляют десятки своих интересов, я не понимаю, то ли они "гонят", то ли что?" (вопрос звучит как утверждение).
<Деклатим>: "Как ты доехала?"
<Квестим>: "Кто? Я? Хорошо".
см. выше. я как раз о том и пишу, что, например, у меня оба варианта проявляются одинаково часто. я могу сейчас говорнить с тобой как стопроцентный деклатим из этого описания, а через секунду отвернуться от компа и быть несомненным квестимом. я пока не видела ни одного убедительного признака квестима\деклатима - такого, который был бы сли не всегда, то, по крайней мере, большую часть времени
я пока не видела ни одного убедительного признака квестима\деклатима
Везет 8)... Ну тут, с одной стороны, можно попробовать "дойти" до самой сути данного признака. С другой, можно решить, что все это переходящее/меняющееся 8)... Так или иначе, вот еще один кусок (не пугайтесь, это последний).
Следующий признак, который мне хотелось бы рассмотреть с позиции своего опыта, это «квестимность – деклатимность». Многие из известных мне социоников считают, что наличие квестимности предполагает общение индивида исключительно (или почти исключительно) в режиме вопросов и ответов, что следует из самого наименования этого полюса дихотомии. Соответственно, у деклатимов предполагается наличие декларативности в общении, невнимательность к высказываниям собеседника и т.п. Мои наблюдения показывают, что это не совсем так. Скорее можно говорить об общем настрое индивида, ТИМ которого имеет тот или иной признак из этой пары. Квестим ждет реакции собеседника в виде согласия или возражений, его высказывания как бы содержат скрытый вопрос о согласии или несогласии слушателя. Конечно, такой вопрос может звучать и в открытом, явном виде, но на практике это бывает явным далеко не всегда. Например, однажды в ходе соционической диагностики одного из клиентов (имеющего ТИМ ИЛЭ, относящийся к квестимным) на вопрос «Любите ли Вы поспорить?» прозвучал ответ: «Да, люблю; но для меня спор не самоцель, а способ получения информации от собеседника». Такой настрой для квестима довольно характерен (и, кстати, данное отношение к спору вообще очень типично для носителей ТИМа ИЛЭ). Однако неопытному наблюдателю это не всегда легко заметить, поскольку стремление к спорам может вызываться самыми разными причинами, начиная от признака «упрямство» и заканчивая гиперкомпенсацией низкой самооценки.
Существует множество иных проявлений, которые позволяют установить наличие квестимности у испытуемого. Скажем, при сравнении интервью квестимов с интервью деклатимов можно заметить, что общее число слов в ответах квестимов в среднем, как правило, меньше, чем у деклатимов; что в их ответах содержится заметно меньшее число сложных фраз – с придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами и т.п. Однако и здесь имеются «подводные камни», которые способны запутать наблюдателя. Так, носители ТИМов, имеющих в блоке Эго этику (как E , так и R ), нередко дают весьма развернутые ответы, которые при отсутствии у диагноста достаточного опыта вполне могут быть отнесены к деклатимным. Особенно к многословным ответам бывают склонны квестимные экстравертные этики (ЭСЭ и СЭЭ), которых иной раз отличить по этому признаку от их деклатимных «собратьев» (ИЭЭ и ЭИЭ) можно только при наличии достаточного опыта сравнительных наблюдений. То же, пусть и в несколько меньших масштабах, относится к интровертным квестимам-этикам (ИЭИ и ЭСИ) по сравнению с деклатимными (ЭИИ и СЭИ). В случае с интровертами ситуация усложняется еще и тем, что нередко интроверты, даже этические, полностью раскрываются и начинают вести себя естественно лишь среди «своих». А обеспечить такую ситуацию при типировании не всегда легко, особенно если типировщик не обладает опытом психологической работы, в частности, опытом установления и поддержания раппорта. (Примечание: раппорт – это доверительный контакт между психологом и клиентом, для создания которого необходима особая доброжелательная, дружественная атмосфера; одна из важных задач практического психолога, которую он должен постоянно решать в процессе работы с клиентом, заключается в создании и поддержании такой атмосферы. Подробнее об этом можно прочесть, например, в (34) или (35)).
Кроме того, на проявление тех или иных признаков может влиять текущее психологическое состояние испытуемого. Мне приходилось участвовать в соционической диагностике, проводившейся группой типировщиков независимо друг от друга. Клиент еще до начала процесса диагностики сообщил, что уже в течение весьма длительного времени находится в состоянии депрессии. В ходе диагностики на все вопросы он отвечал короткими фразами, развернутых ответов совершенно не давал, своих мнений не обосновывал. В результате большая часть наблюдателей-диагностов предположила принадлежность его к одному из ТИМов, обладающих признаком квестимности. При этом все остальные признаки вкупе указывали на наличие у клиента ТИМа, обладающего деклатимностью. В процессе согласования мнений было установлено, что принятые за квестимность проявления могут быть результатом депрессивного состояния испытуемого. Вот таким образом психологическая проблематика испытуемого может влиять на те или иные изучаемые соционикой факторы.
Здесь уместно рассказать о некоторых последствиях неучета ТИМа клиента в психологической практике, которые мне пришлось наблюдать (случаев подобного рода я видел немало).
Когда-то мне как специалисту-соционику довелось некоторое время сотрудничать с одним из московских психологических центров, относящихся к так называемому «фиолетовому» движению. «Фиолетовые» - это система психологических тренингов, основанная на разработках одного из последователей Альфреда Адлера – американского психолога-практика М.Ридлера. Важным элементом этой системы тренингов является активное побуждение участников к откровенному и эмоциональному высказыванию своих желаний. Однажды в числе участников тренинга был молодой человек, ТИМ которого я определил как ИЛИ. Когда нажим ведущего был направлен на этого участника с целью заставить его откровенно выражать свои эмоции и желания, последний надолго впал в глубокий ступор, из которого его не удавалось вывести никакими известными ведущему способами. И лишь когда я посоветовал тренеру просто оставить молодого человека в покое, он через некоторое (довольно продолжительное) время самостоятельно пришел в себя и смог продолжить работу. Другой случай произошел в том же центре на упражнении, которое называется «ручейком любви»; его суть заключается в том, что каждому участнику тренинга обеспечивается (ведущими и другими участниками) максимум приятных ощущений вкупе с невербальным выражением сильных позитивных чувств, любви и принятия. Так вот, в числе участников оказалась молодая женщина, ТИМ которой я определил как ЛИЭ. У меня есть основания предполагать, что любви и принятия в жизни этой женщине досталось очень немного. Почти в самом начале описываемого упражнения она просто потеряла сознание, и в течение примерно 20 минут ее не удавалось привести в чувство. Такой результат был вполне предсказуем с соционических позиций, но поскольку психолог, на хорошем профессиональном уровне знакомый с соционикой - большая редкость, то для ведущих и участников тренинга подобная реакция на безусловно позитивные с точки зрения внешнего наблюдатетеля действия оказалась совершенно неожиданной. Были и другие случаи подобного рода, и не только связанные с данным психологическим направлением.
Теперь вернемся к обсуждению дихотомии «квестимность-деклатимность» и рассмотрим противоположный полюс этой пары признаков – деклатимность. Особенность деклатима заключается в том, что ему, как однажды пошутил один из моих знакомых, легче начать говорить, чем потом остановиться. Фразы деклатима обычно более развернуты, в них присутствует большее число придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Ответы деклатима на вопросы диагностического интервью отличаются более длинными фразами и заметно большим количеством взаимосвязанных речевых конструкций. Однако было бы неверно считать, что речь деклатима всегда длительна, и что ему не нужна обратная связь от собеседника. Как раз наоборот: деклатим может говорить долго лишь тогда, когда не получает от партнера подтверждения , что тому уже все понятно. Сообщение о достижении собеседником понимания содержания речи дает деклатиму необходимую информацию - о том, что взаимопонимание достигнуто. Самостоятельно деклатиму иной раз трудно уловить, что его речь уже достигла своей цели. То есть если квестиму обратная связь говорит о том, что его слушают, то деклатиму она нужна в большей степени для того, чтобы знать, что его поняли.
У квестимов и деклатимов есть еще одна особенность, позволяющая предполагать при диагностике наличие одного из этой пары признаков. Эта особенность заключается в том, что деклатиму легче удерживать внимание на ходе своих рассуждений, чем квестиму. По этой причине в случае, когда речь человека по той или иной причине прервана (например, кто-то из исследователей задал вопрос на другую тему), деклатиму намного проще вернуться к прерванному сюжету. Квестим же в такой ситуации нередко теряет нить разговора. Это разница обнаруживается даже у иррациональных ТИМов, хотя в этом случае заметить ее и сложнее. Дело в том, что иррациональные ТИМы сами по себя склонны «перескакивать» с одной темы на другую, возвращаться к уже раскрытой теме (если они, например, находят новые аргументы). Деклатимы после этого в большинстве случаев способны продолжить разговор с того места, на котором они отвлеклись или на котором их прервали. Квестиму же такой возврат дается намного труднее.
Ты можешь предложить неуёбищные вопросы?
Лехко!
Ты сегодня обедал(а)?
И 5 вариантов ответа:
1. Да
2. Нет
3, Не помню
4. Не уверен
5. А вы с какой целью интересуетесь?
Уёбищным вопрос делает оценка. Например, оценка Механиком.
А оценить можно любой вопрос как угодно.
Я из предложенных вариантов ответа могу выбрать только 4-й, поскольку непонятно слово "обедал".
Однако какие логические выводы из выбранного варианта следуют? Если никаких, то вопрос бессмыслен и соответственно тоже уёбищен.
Очень интересно, но разве ЭСЭ - квестим, а ЭИЭ - деклатим?
Да нет, наоборот. Статью не я писала, потому не могу сказать, что сподвигло авторов на это утверждение 8)
не знаю, квестимы ли ИЭИ вообще
Квестимы.
19 14.05.2006 12:50:16 Отредактировано spyke (14.05.2006 12:50:58)
Цитирую Рейнина нашего
"К-Д отличаются ярко выраженной и постоянной вопросительной либо утвердительной интонацией в диалоге... Замечено, что квестимам легче задавать вопросы, а деклатимам отдавать приказы, соответственно они так и говорят... Квестим, например, даже читает лекцию или докладывает свою работу с вопросительной интонацией. Человек с деклатимным признаком даже о вещах, в которых он сомневается и не уверен, все равно будет говорить утвердительно. Квестимность-декалтаминость - это разделение по способу представления информации для других."
Квестимы: Дон, Роб, Гам, Есь, Нап, Драй, Штирль, Габ
Пишет еще, что этот признак обычно виден лучше, чем экстра-интро и рац-иррац
Цитирую Рейнина нашего
"К-Д отличаются ярко выраженной и постоянной вопросительной либо утвердительной интонацией в диалоге... Замечено, что квестимам легче задавать вопросы, а деклатимам отдавать приказы, соответственно они так и говорят... Квестим, например, даже читает лекцию или докладывает свою работу с вопросительной интонацией. Человек с деклатимным признаком даже о вещах, в которых он сомневается и не уверен, все равно будет говорить утвердительно. Квестимность-декалтаминость - это разделение по способу представления информации для других."
Квестимы: Дон, Роб, Гам, Есь, Нап, Драй, Штирль, Габ
Пишет еще, что этот признак обычно виден лучше, чем экстра-интро и рац-иррац
спайк, ну вот у меня ты видишь этот признак "ярко выраженный" и "большую часть времени"?