-Главный провокатор?-спросил я с удивлением.-А что именно вы делаете?
-Вообще-то, это абсолютно издевательское название,-пробасил Самарцев.-Но ведь вы, вампиры, любите издеваться над беззащитными людьми. Как ты только что всем напомнил в предельно наглой форме...
Я опешил от этих слов. Самарцев выждал несколько секунд, ткнул меня пальцем в живот и сказал:
-Это я показываю, что именно я делаю. Провоцирую. Получается?
И все вокруг весело заржали. Я тоже засмеялся. Как и положено провокатору, Самарцев был обаятелен.
-На самом деле я менеджер будущего,-сказал он. -Так сказать, дизайнер завтрашнего дня. А должность так называется потому, что провокация в наше время перестала быть методом учёта и стала главным принципом организации.
-Не понимаю. Как это провокация может быть методом учёта?
-Запросто. Это когда у самовара сидят пять эссеров и поют "вихри враждебные веют над нами". А среди них - один внедрённый провокатор, который пишет на остальных подробные досье.
-Ага. Понял. А как провокация может быть методом организации?
-Когда провокатор начинает петь "вихри враждебные" первым,- ответил Самарцев. -Чтобы регистрация всех, кто будет подпевать, велась с самого начала. В идеале, даже текст революционной песни сочиняют наши креативщики, чтобы не было никакого самотёка.
-Понятно,- сказал я.
Самарцев снова попытался ткнуть меня пальцем в живот, но в этот раз я подставил ладонь.
-Это, естественно, относится не только к революционным песням,-продолжал он,- а ко всем новым тенденциям вообще. Ждать, пока ростки нового сами пробьются сквозь асфальт, сегодня никто не будет, потому что по этому асфальту ездят серьёзные люди. Ростки на спецтрассе никому не нужны. Свободолюбивые побеги, которые взломают всё нв своём пути, в наше время притом сажать в специально отведённых для этого точках. Менеджер этого процесса естественным образом становится провокатором, а провокация - менеджментом...
-А товарищ ваш чем занимается?-спросил я.
-Молодёжная субкультура,-сказал седой, зевнув.
-Вот как,- ответил я. -Как, слабо вытащить меня на майдан?
-С вами это не получится,-ответил седой,-говорю со всей молодёжной прямотой.
-Вы вроде не очень молоды,- заметил я.
-Правильно,- согласился он. -Но я же не говорю, что я молод. Наоборот, я довольно стар. И об этом я тоже говорю со всей молодёжной прямотой.
-Слушайте, а может, вы скажете, кому из наших молодых политиков можно верить? Я ведь не только вампир. Я ещё и гражданин своей страны.
Седой халдей переглянулся с Самарцевым.
-Э,- сказал Самарцев,-ды ты я вижу, провокатор не хуже меня... Знаешь что такое "уловка-22"?
Это я помнил из дискурса.
-Примерно. Это ситуация, которая, если так можно выразится, исключает саму себя, да? Мёртвая логическая петля, из которой нет выхода. Из романа Джозефа Хеллера.
-Правильно, сказал Самарцев. - Так вот, "уловка-22" заключается в следующем: какие бы слова ни произносились на политической сцене, сам факт появления человека на этой сцене доказывает что перед нами блядь и провокатор. Потому что если бы этот человек не был бы блядью и провокатором, его бы никто на политическую сцену не пропустил - там три кольца оцепления с пулемётами. Элементарно, Ватсон: если девушка сосёт ... в публичном доме, вооружённых дедуктивным методом разум может сделать вывод что перед нами проститутка.
Я почувствовал обиду за своё поколение.
-Почему обязательно проститутка? А может это белошвейка. Которая только вчера приехала из деревни. И влюбилась в водопроводчика, ремонтирующего в публичном доме душ. А водопроводчик взял её с собой на работу, потому что ей временно негде жить. И у них там вылась свободная минутка.
Самарцев поднял палец:
-Вот на этом невысказанном предположении и держится весь хрупкий механизм нашего молодого народовластия.