ТИМ БГ для меня был настолько же загадочен многие годы, как и ТИМ Путина. Я с удивлением отметил, что большинство типирует Борисыча в донкихоты, хотя никаких внятных аргументов при этом не предоставляется. Даже наиболее вменяемые, на мой взгляд, вроде Веры Борисовой, только и могли сказать, ну, это же типичнейший дон. Хотя, разумеется, ничего типично донского вы там не найдёте. Где там вообще логика? Единственный аргумент здесь - математическое образование Гребенщикова, о котором он говорит:
«- Вы окончили факультет прикладкой математики Ленинградского государственного университета. Хорошее для молодого человека образование, особенно в то время...
- Это было лучшее, что я мог предпринять, лишь бы не идти в армию. Выбор был небогат: либо дурдом, либо прикладная математика.
- Так не хотели служить?
- Ой, это исключалось ну абсолютно. С детства я не мог повиноваться чужим идиотским приказам и ходить в ногу - для меня это вредно. […]
- Во время учебы на факультете прикладной математики каким вы представляли своё будущее?
- Ну, во-первых, я там не учился, потому что уже на втором курсе появился «Аквариум». Собственно, ещё первокурсником пристраивался к существовавшим в университете группам, думал, как мне туда втереться, а через год осознал: не пристраиваться нужно, а самому что-то делать. Едва родилась группа, я ушёл в неё с головой и уже не замечал, чему меня учили преподаватели. И хотя оценки были не так плохи, как следовало ожидать, в основном - на девяносто пять процентов! - я писал стихи, отлынивая от лекций и семинаров, и планировал уже музыкальную деятельность.
Никаких следов увлечения математикой в жизни БГ обнаружить не удаётся. В одном интервью на ютубе, которое мне сейчас лень искать, его спросили, пригодилось ли ему в жизни математическое образование, он ответил - нет. Впрочем, иногда, когда речь идёт о написании песен, он может сказать что-то типа: "я, как математик", но не более того.
Моя первая более-менее сознательная гипотеза ТИМа БГ была ЭИИ, "Достоевский". Объяснял я её тем, что культурная ниша, которую занимал Гребенщиков долгие годы, была связана с духовным учительством, БГ был "гуру всея Руси".
Этой версии долго прожить не удалось, потому что сколько-нибудь внимательное изучение Гребенщикова обнаруживает - он больше строит из себя, нежели является. Тогда появилась версия ЭИЭ, "Гамлет", в терминах Гуленко - "Наставник", и не зря на одном из сайтов гуманитарной соционики он присутствует в галерее наставников, не помню только, какого подтипа. Возможно, гармонизирующего. Это вот, кстати, очередная иллюстрация того, какую злую шутку сыграла теория подтипов с её создателем.
Эта версия также не выдерживала критики. Как ни крути, БГ всю жизнь проявлял признаки иррационала. Иррациональным был способ написания песен, иррационально существовала группа, религиозные вооззрения и даже жёны.
Тогда логично было бы записать Бориса в есенины, но этому противятся:
1) его экстраверсия (он признанный лидер, который тащит на себе группу не один десяток лет, и неутомимый тусовщик, который если и навешает вам на уши про свою любовь к одиночеству, то лишь для красного словца - вся его жизнь это жизнь в тусовке, в бесконечной череде сменяющих друг друга друзей и знакомых);
2) его активное отрицание бетанских ценностей.
На втором пункте остановимся подробнее. Выше мы узнали, что прикладная математика была нужна нашему герою лишь для закоса от армии. Анализ музыки БГ также приводит к выводу, что её делает БС-ценностный тип: предпочтение неизменно отдаётся мягкому звучанию (помню, в юности, когда болел, из музыки мог слушать только "Аквариум" как наиболее щадящие тело записи).
Музыка - это всегда работа с эмоциями, и что говорит БГ:
В силу свойств своей натуры никогда не любил песни, в которых присутствовал сырой, мрачный, подвальный элемент. Их атмосфера меня удручала. Я и в жизни этого не любил и всегда отталкивался от этого. Та музыка, которая мне нравилась, была освобождением.
Иными словами, предпочтение отдаётся минусовому (инволюционному) варианту ЧЭ, сложный эмоциональный сигнал, с которым работает бета-квадра, отвергается. Показательны высказывания о литературе:
Я не могу отделаться от ощущения, что большая часть русских писателей — это люди с очень специальной, если не больной психикой. Когда я читаю все это, как будто я изучаю другую жизнь. Я не понимаю того, что пишет Толстой. Я не понимаю того, что пишет Достоевский. Мне эти отношения между людьми кажутся придуманными и больными. Я знаю другой мир… То, что я помню о „Войне и мире“, о „Братья Карамазовых“… каждый персонаж, которого я помню — это, в общем, клинический случай. Эти прекрасные и потрясающие мастера слова описывают жизнь и приключения больных людей
Мне кажется, что русские писатели, как вуайеристы, подсматривают за несчастьями и, как хорошие журналисты, пишут только то, что лучше продаётся. Чем больше преступлений, ужаса, несчастий и мрачных мыслей, тем лучше роман. Если в романе выведен счастливый человек, значит, эта проза неполноценна.
В общем, хочешь не хочешь, а приходишь к версии гексли, и тогда всё волшебным образом становится на свои места. И роль Гребенщикова как открывателя талантов - сперва он их открывал за рубежом, переводя для советского слушателя строки Боба Дилана и вставляя их в свои песни, потом - и у нас, ведь он считается крестным отцом Цоя, профессора Лебединского, "Сплина". И любовь к перемене мест с друзьями:
Говорят: самые надежные друзья — те, с которыми ты познакомился в детстве или юности. Это точка зрения инертного человека. Значит, ты просто не в состоянии найти себе друзей. Не вижу смысла сохранять старые компании. Людей, которых я сейчас люблю, я, как правило, встретил совсем недавно.