Для того, чтобы понять природу аспектов или, что точнее и ближе к тексту, модулей, нам нужно вернуться к тому, почему деление именно таково, т.е. открыть авторов, у которых А. почерпнул такое разделение и почитать. Я намерено опускаю немецкую философию, оказавшую влияние на его понимание Воли, чтобы не распаляться по источникам.
Итак, изначально в традициях классической философии 6-5 вв до н.э. о Воле никто и не слыхивал. От Протагора до Аристотеля мир представляется совокупностью следующих сущностей:
материя+идея+субъект, их соединяющий
Сократики и Платон преобразовали этот мир в концепцию:
материя+идея+цель+субъект, их соединяющий
которая и легла в основу концепции Афанасьева.
Что же такое эти субстанции, и как они трансформировались в Физику, Логику, Волю и Эмоцию. С материей все вроде бы понятно, это попросту совокупность всех вещей и всего, что существует, независимо от субъекта и абстрактной идеи. Это дословно то, что Афанасьев назвал Физикой или миром материальным.
Интереснее с идеей. Концепция идеи, в отличие от материи и субъекта, пришла к нам не из мифологии, а была выдумана на этапе уже "научного" положения философии.
Идеальное (от слова идея), т.е. абстрактное - есть чистое порождение человека, его детище, в отличие от Физики, материального. Глубину этого различия нам еще предстоит оценить.
Logos (дословно слово) изначально - это способ передачи информации, то, с помощью чего человек "думает" и "говорит". Технический прогресс и возникшая вместе с ним ясность несостоятельности мифологемного знания сделали из Logos почти что бога античности, отголоски чего сохранились и во французском Просвещении, и в современной философии. Logos стал принципом устроения, законом космоса, тем, что над человеком... Причина этого - человеческое сознание, которое фрустрирует отсутствие законов, "объективных" причин и границ. В 20-м веке этой эры этологи проводили бесчисленные опыты на людях, чтобы доказать, что сознание человека сконструировано таким образом, что невольно структурирует окружающее пространство, и если лишить его этой возможности, испытывает серьезные трудности в реализации и других своих отправлений, вплоть до управления органами чувств. "Человек не способен существовать в условиях неопределенности" (с).
Струтурирование с помощью мифологии работало вплоть до момента, как ему положил конец технический прогресс, и тогда человек стал нуждаться уже в иных структурах, которые и принялся немедленно создавать. Все, что он создал (именно он, а не руки, которые воплотили его творения), а также сам процесс оперирования абстрактными понятиями, идеями - это Логика, как назвал ее Афанасьев.
И в 5-4 вв до н.э. мир предстает нам как дуализм двух ответов на один вопрос "Что есть все, что есть первоначало и причина?". Первый ответ "Первоначало - природа и все те объекты, которые объективно существуют вне человека". Второй ответ "Первоначало - идея, которая неизменна, которая непостижима, которая предшествует и первична по отношению к вещам" (без труда угадываются традиции материализма и идеализма). Вот эта принципиальнейшая разница и определяется взаимным положением Физики и Логики и Эмоции (о ней ниже) у человека. Так высокая Физика признает первичность материи, высокая Логика идеи. Находясь на одной и той же позиции у разных людей, они проявляют себя отнюдь не единообразно, и это совершенно очевидно. Мыслетворчество, "думание" и "интуитивное постигание" происходят не подобно физической работе, и продукт их не подобен вещи. Так же и отношение человека к своей мысли или своему чувству не подобно отношению к вещи, ибо это субстанции разной природы, служащие разному, разными способами, имеющие разные причины и разные цели.
Пересечения у них нет. По самому построению их нет. Поэтому описание, описывающее пересечение их, описывает ничто, оно столь же верное, сколь и бессмысленное, пустое по сути своей. Я надеюсь, что донес вот эту мысль свою