А для чего Вам дана ЧИ? Именно чтобы догадываться. И не надо драматизировать. Не у всех в жизни ситуации подобны Титанику.
Вы, случаем, ЧИ с БИ не путаете?
Титаник я приплёл не потому что там ужасная катастрофа, а потому что это хорошо известный пример. Новый превосходный корабль, с прекрасной защищённостью от столкновений (четыре отсека затопит - а корабль на плаву). С которым в принципе не может произойти никакой беды.
Разумеется, моя ситуация не подобна "Титанику": иначе я бы здесь не писал.
Но видите ли, моё мировоззрение таково:
1) Я не совершаю поступок, не убедивший предварительно, что он хороший.
2) Если я когда-то совершил поступок - этот поступок считается хорошим.
Пересказывать всю жизнь, пожалуй, нереально и утомительно. Выделю некоторые ключевые моменты.
1. Возраст 4 года. Я, можно сказать, только начал познавать мир. И никаких проблем и катастроф не предвидится. Мир полон загадок, я суюсь во все щели, лазаю по барабанам, кувыркаюсь с овощехранилища, ем иргу, играю в машинки, каждый раз после игры аккуратно завожу их в гараж. Хожу в садик мимо промтоварного магазина и четверного электрического столба.
Одна небольшая катастрофа в этот период, правда, произошла. Я, стоя около открытой крышки подполья, решил провести исследование: "А что будет, если я попробую пройти по открытому люку, как по твёрдому полу?"
Оказалось - свалился и ударился головой об край.
2. По каким-то причинам меня переводят в другой детский сад. Это начало чёрной полосы в моей жизни. И в моём мировоззрении появляются новые понятия: плохие люди, враги, фашисты, драка, рёва-корова. Вспоминая этот период, я однозначно считаю у себя третьей по Афанасьеву Физику.
К счастью, проблемы этого периода конструктивны. От драчуна можно убежать, спрятаться, закрыться в библиотеке, или на худой конец победить его. Но даже победа не избавит от хорошо всем видимых слёз.
3. Однако нам внушали, что мальчик должен быть сильным и защищать девочек. Утверждение выглядело абсолютно безосновательным, ибо не содержало достоверной и существенной информации о том, чем мальчики отличаются от девочек. Армия - это искусственное насаждение (могли бы исключительно рыжих брать, например; и кстати, армия, институт, техникум, училище - в какой последовательности они идут?). Что девочки слабее - могло бы быть достаточным основанием, но этот тезис противоречит наблюдаемым фактам. А секса тогда не было!
Оценки по признаку силы и стыд по поводу слабости довели меня до того, что я решил проверить, какой я сильный. А объектом проверки послужила длинная круглая палка, подвернувшаяся под руку. И я сломал эту палку. Палка оказалась гардиной. Это было моё первое моральное поражение.
Вот что бывает, если допустить, что прав кто-то, кроме меня.
3. Мне скоро будет 5 лет, а пока встречаем Новый Год. В комнату входит Дед-Мороз. Вроде бы с подарками, но... он говорит, что подарит их только если я пообещаю не быть плаксой. Я тут же разочаровываюсь в деде-морозе, понимаю что он ненастоящий и плачу. За маской угадывается лицо мамы.
5. Мне 5 лет. Я в больнице на Кислотных Дачах. Меня спрашивают, как зовут.
Я отвечаю "Юра", врач записывает "Люда". Меня спрашивают, сколько мне лет. Я отвечаю "пять", врач записывает "5", но тут же исправляет на "6".
Я плачу от обиды, и это не волевая обида - это логическая обида. Обида на то, что записывают неправду.
6. Мне 7 лет. Я иду в школу. В душе надежда, что одноклассники будут лучше, чем те, с кем ходил в детсад. Тем более что Школа - это место получения Знаний, а знания - одна из высших ценностей (наряду со свободой и безопасностью). Слова "наука" и "учёные" имеют священный ореол.
Напрасной была надежда. Одноклассниками оказались товарищи по детсаду.
7. Третий класс. Большинство одноклассников дерутся, обзываются, играют в "точка-запятая". Причём они коллективисты, то есть изберут какой-нибудь объект издевательств и давай весело измываться. А я-то этого дела не любитель! А положительная самооценка уже дала червоточину, пристыжения же в мой адрес продолжаются. Что мне, всё время белой вороной оставаться? (ммм, я объясняю логически, но в реале рассуждений не было, были чувства). И вот, когда пошла кампания по обзыванию Ларисы крысой, я тоже произнёс слово "крыса". После чего она разревелась.
Больше я её крысой не называл. А проанализировав эпизод, пришёл к выводу, что а) человек не обладает свободой воли; б) чувства бывают собственными и наведёнными (и вообще говоря подлежат проверке: собственное ли это чувство). Собственные чувства обычно правильны, несобственные - скорее всего, неправильны.
8. 9-й класс, сентябрь. В отличие от восьмого, который в основном состоял из тех же учеников, что и первый, и потому вконец обандител (и разошёлся по разным ПТУ), здесь состав в основной новый. И приличный. Отдельные хулиганы есть, но они погоду почти не делают.
Среди нового состава выделяется одна девчушка. Выделяется тем, что часто звонила по телефону-автомату, ближайшему к моему дому.
А я же романтик и с детства мечтал о двухдневном турпоходе. Чтобы с ночёвкой. А вскоре класс взял да и отправился в двухдневный поход. На теплоходе. Мне было задание взять рожки, но я рожков не нашёл и взял вермишель. Оказалось - зря: вермишели и у других полно. Ладно, хоть не лапша. Я взял с собой и фотоаппарат, но он у меня был такой, что в дождь и в холод барахлит. Затвор заедает. Так что большинство кадров не получились. И самое обидное, что не получились те кадры, на которых Райка.
Вернувшись из похода, я влюбился в Райку.
Ну влюбился, а дальше-то что? Сказать "я тебя люблю" я не могу, потомучто всегда говорю только правду, а значения слова "люблю" ещё требуется уточнить. Чувство это или обещание? Если чувство, так ещё куда ни шло. А если обещание? Впереди предстоит армия, а значит я вполне могу кончить жизнь где-нибудь на Колыме в бараке. Купить розы или сводить в кино? Слишком заметно. Если я мишень для издёвок, то не станет ли и она после этого такой мишенью? Другое дело, если окажется, что и она меня любит (или "пред-любит", то есть полюбит после некоторого набора моих действий). Тогда все эти риски не имеют значения: что я на Колыме,
что к другой ушёл - всё потеря. Но... я не знаю этот набор! И существующее состояние чувств - тоже.
(продолжение в следующем постинге)