Введение
Попробую и я вам рассказать о ТУАИ, чтобы вы все представляли, куда это я вас тут так типирую.
Итак, основное понятие теории уровня, это поле внимания. Что енто такое точнее определить сложно, это та сущность или сущности которые вы держите единомоментно в поле внимания единомоментно, думаю все более или менее интуитивно понимают, что имеется в виду. .
Например, по результатам исследования психологов человек в поле внимания способен удержать до 7 объектов физических одновременно с +-2 расхождением в зависимости от человека и типов объектов. Но ТУАИ это количество никак не изучает, для нее важно диффериенцировать различие 1 сущность, несколько сущностей. Количество сущностей роли не играет.
В чем же разница восприятия 1 сущности и Нескольких сущностей. Причем разница такая, что количество сущностей при этом роли не играет, глевное 1 или не 1.
А разница тут такова, что в случае 1-ой сущности, она у тебя уникальная, она в слове "МОЕ". Появляется привязка взаимнооднозначная Я - Сущность.
Когда сущностей несколько, такой привязки к Я уже нету, зато появляются связи между сущностями. То есть лучше-хуже, ближе-дальше итп. Свойства связей.
Вот это различие попробуем запомнить, ибо оно и отличает нечетные сущности от четных.
Итак, сначало проведем определение уровней, а дальше попробую расшифровать ее.
1 - 1 объект, моя польза
2 - много объектов, их польза
3 - 1 процесс, мое добро
4 - много процессов, их добро
5 - 1 карта, моя истина
6 - много карт, их истина
7 - 1 мир, моя гармония
8 - много миров, их гармония
Уровни, прынцып построения
Ну вот теперь попробуем достроить первые 3 уровня. Представьте, что мы видим бусину, она круглая и красивая. Мы ее видим, это уровень 1. Это не значит, что других бусин нет, но в один момент времени мы осознанно видим только одну. Потом мы можем внимательно изучить другую бусину. Но 2 вместе мы увидеть одновременно не можем, поэтому для нас пока не существует понятия одна бусина больше другой или что одна бусина выше другой. Зато у нас есть МОЯ БУСИНА, это та бусина которая сейчас в поле внимания, все остальные бусины все еще есть, но это не МОЯ бусина, это просто бусины. Их в поле внимания нет. Это 1й уровень.
Теперь представьте, что мы способны удержать в поле внимания уже несколько бусин. Теперь мы видим, что они расположены не абы как, а бусина вверху побольше, бусина внизу поменьше. Но больше ничего нет. За такое количество бусин мы расплатились существованием "Моя бусина", масштаб уже не тот, мы чуть отошли подальше. Все бусины более менее одинаковые. Эта получше, эта похуже, зато первая красивее. Это 2й уровень.
А теперь мы окинули все бусины взглядом и обнаружили, что лежат они не абы как, они нанизаны на нитку, причем вверху бусины побольше, а внизу поменьше. Так вот теперь мы держим в уме не 10, не 100 бусин, а держим в уме одну нитку. Бусины уже так уменьшились, что превратились в точки на этой нитке. Причем, мы можем на нитке показать точку где нету бусинок, но для нас эта точка уже неотличима от той где бусина на самом деле есть. Мы видим закономерность, там где она реализована нам не интересно, мы можем показать сколько угодно точек на нашей нитке. Вот когда мы утеряли детальное представление о бусинах, зато увидели нить и бусы в целом мы и получили 3й уровень. В поле внимания у нас уже нету полноценных бусин, есть вместо них точки, они уже ненастоящие, мы можем их придумывать, убирать, ставить, играть ими. И есть одни МОИ БУСЫ. Это 3й уровень.
Дальше по аналогии мы уже видим не отдельные СВОИ бусы, а кучу всяких разных бус. Можем их сравнивать и соотносить. Эти бусы темнее, эти светлее. У нас снова пропало понятие МОИ БУСЫ, бус много и они разные. Это 4й уровень.
Еще один пример построения, статистический
2й уровень.
Набор пар точек, в табличном представлении. Каждая пара представляет точку на графике.
Каждая точка независима, если приходит аутлаер, передвинуть точку ничего не стоит в новое положение.
3й уровень.
Апроксимация полиномом (или любым другим способом) набора точек в виде функции какойто, приблизительно позволяет обсчитать каждую точку.
Аутлаер уже вызовет всего лишь небольшое изменение коэффициент в закономерности и вся кривая сдвинется не теряя структуру немножко в сторону аутлаера. В итоге, везде качество приближения ухудшится, а в стороне аутлаера чуточку улучшится. В итоге, во избежание аутлаер часто просто откидывается и объявляется "вне закономерности".
4й уровень.
Рассмотрение того как разные люди по разному апроксимируют данные разными функционалами. В случае появления аутлаера будет попытка изменить апроксимирующий функционал на другой вид, чтобы его описать получше.
Основные понятия
Теперь рассортируем сущности идеального мира по степени систематизации.
1-2 уровни Объект
3-4 уровни Процесс
5-6 уровни Карта
7-8 уровни Мир
Объект
Что такое Объект объяснить будет довольно сложно, но в принципе несложно прочувствовать. Это в первую очередь некая атомарная сущность. Обычно это объект имеющий реальное проявление из материального мира, но отнюдь не обязательно. Это может быть абстрактная точка на графике, число на бумажке, кнопка на экране монитора или даже сугубо абстрактные вещи, такие как слово "слово". Ключевой момент в восприятии объекта, это отсутсвие видения системы в нем. Например, любой факт отложившийся в памяти, тоже есть именно объект, к примеру, дата смерти Людовика 9го.
Процесс
Система, которая объединяет объекты и способна генерировать их в зависимости от ситуации на ходу называется процессом.
Организация детского утренника есть построение процесса.
каждому объекту надо соотнести свое место и за всем этим построением есть некая объединяющая система.
Отношение между мужчиной и женщиной есть процесс.
Так же куча фактов - точек на одной оси объединены в общую систему. В данном примере видно.
Карта
Система, которая объединяет процессы и способна генерировать их в зависимости от ситуации на ходу называется картой.
Типичная карта это модель, некая закономерность, ЯФ приводит некоторые химические законы как пример. Стоит найти закономерность и группа процессов объединяется в карту.
Пример карты - воинский устав. Там множество правил-процессов объеденены в одну систему. И каждое отдельное правило врядли будет иметь смысл без системы в целом.
Арифметика - тоже карта. Набор законов и объектов объединенный общей системой.
Математика - уже набор карт, ибо состоит из кучи слабозависимых подразделов.
Мир
Система, которая объединяет карты и способна генерировать их в зависимости от ситуации на ходу называется миром.
Мир это уже более широкое абстрактное понятие, которое в быту зовут мировосприятие. Некая групировка всех систем в нечто цельное нахождение зависимостей. Вписывание всего и вся кругом в одну систему. Система настолько всеобъемлящая, что вынудить ее переключить и сменить "мою систему" нужно относительно редко, практически никогда. Все вписывается в нее. Мир это скорее методология построения карт.
Как пример, могу привести отказ от религиозного мировосприятия у отдельных представителей вроде Джордано Бруно. *)
Мировосприятия зачастую можно разделить на группы, например идеалистическое, материалистическое, дуалистическое итп итд.
Спектр уровней
Оказывается, что каждый конкретный человек каждое цельное действие делает на 1-2 уровнях. Причем, один уровень задает цель, а другой служебный ее достигает. Целевой и служебный обычно совпадают, но не всегда.
Вот если собрать все ЦД человека, то оказывается, что есть довольно четкое доминирование гдето 3х уровней над остальными. Целевые уровни можно определить по тому, что они постоянно ставят всевозможные задачи человеку. Человек мыслит категориями этих уровней регулярно. Служебные можно отследить по более тонким проявлениям, собственно по способам которыми человек достигает задачи. Пока замечено, что целевые обязательно являются служебными, но бывают и чисто служебные уровни, они обычно менее проявлены. Большинство анкет, что имел честь оттипировать содержали 3 целевых уровня или 2 целевых и 1 служебный. Впрочем допускаю, что при 3х целевых есть и служебный, просто когда 3 уровня определны мы незаметные служебные не искали, так по самоощущения у меня 1-4-7 целевые и 8 служебный, но по интертипным не складываеццо так что маловероятно.
В большинстве случаев, при необходимости решить задачу человек использует целевые уровни, в более редких случаях служебные, а остальные совсем редко. Но тут стоит отметить, что это ощущается скорее нежелание, чем неумение так воспринимать мир.