Запад выбрал врага
On-line
Им стала Россия
На Западе при поддержке Британского совета стартует новая кампания по укреплению трансатлантического единства между ЕС и США. Результаты опроса, которые были обнародованы накануне, показали, что большинство европейцев и американцев не устраивает низкая интенсивность отношений друг с другом, и что жители Европы и Америки по-прежнему не доверяют друг другу. Поэтому главной целью новой кампании, по замыслу ее инициаторов, должно стать возобновление тех исторических связей, которые образовались и укрепились между Европой и США в межвоенные годы, а также в эпоху холодного противостояния с соцлагерем. Иными словами, Запад ищет нового врага, который сплотил бы западную цивилизацию.
Вопреки желаниям и стремлением европейских и американских элит, население ЕС и США настроено скептически в отношении трансатлантического единства. И, как показали результаты исследования Британского совета, этот разрыв между «низами» и «верхами» остается достаточно принципиальным.
Несмотря на то что большая часть опрошенных американцев и европейцев хотела бы, чтобы связи внутри трансатлантического союза были бы более крепкими, между ними по-прежнему остается достаточно сильное историческое недоверие. «В Европе всегда недолюбливали американцев в силу культурных различий. В США же отношение к европейцам изначально складывалось как к младшим партнерам. Однако, несмотря на взаимное недоверие и взаимную нелюбовь друг к другу, европейцы четко понимали, что только США могли спасти их от угрозы со стороны Советского Союза», – сказал в беседе с РБК daily директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Сегодня более половины европейцев считает, что Америка играет негативную роль в глобальных международных отношениях, и около 40% американцев придерживается такого же мнения в отношении к ЕС. Важно также то, что французы продемонстрировали себя единственной европейской нацией, которая не хочет укрепления трансатлантического единства с США. А ведь именно президент Франции Николя Саркози считается одним из самых последовательных союзников Вашингтона.
Угрозы уничтожения Запада (как ранее – со стороны СССР) больше не существует, поэтому историческая память когда-то единого перед лицом общей угрозы евро-американского пространства постепенно стирается. А без соответствующей поддержки со стороны «низов» усилия «верхов» в достижении трансатлантического единства вряд ли будут успешными в долгосрочной перспективе. И самой заинтересованной стороной в этом процессе являются США. «Штатам стало ясно, что когда экономический кризис войдет в полную силу, мощности чисто американских рынков не хватит, чтобы суметь выйти из него передовой державой, поэтому США сейчас позарез нужны рынки ЕС. Именно поэтому и возникла концепция трансатлантического единства», – считает глава компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин.
Единственным верным способом для быстрой мобилизации настроений европейцев и американцев и приведения их к одному знаменателю – поддержке идеи трансатлантического единства – является поиск нового внешнего врага. И в Британском совете, похоже, это даже не скрывают. Как заявил его председатель Нейл Киннок после обнародования неутешительных в основном для американской элиты результатов опроса, необходимо обновить те исторические связи, которые сложились между континентами между двумя мировыми войнами и укрепились в течении «холодного» противостояния с Востоком.
Однако главной проблемой Запада на этом пути является отсутствие подходящих на роль достойного врага сил. «В этом трагедия западной цивилизации – такого врага сейчас просто так выдумать нельзя. Они в свое время уже пытались назначить на эту роль и международный терроризм, и глобальное потепление, и Китай, и даже нас. Но так ничего продуктивного у них и не вышло», – сказал г-н Делягин.
Впрочем, как считают эксперты, с началом новой кампании по улучшению тесных связей внутри трансатлантического пространства можно ожидать от Запада и новой стратегии выдумывания врага. Вместо того чтобы рассредоточивать образ врага между глобальным потеплением, исламом и иммигрантами, к примеру, трансатлантическому союзу стоило бы сосредоточиться на чем-нибудь одном.
Не исключено, что все усилия по созданию образа общего врага будут направлены на Россию. «Для достижения трансатлантического единства США нужно было сменить европейское руководство на проамериканское, максимальным образом запугать европейского обывателя Россией и полностью разрушить возможные неформальные связи, чтобы в конце концов достигнуть главной цели трансатлантического единства – создать единые рынки ЕС и Штатов. Шредер, Ширак и Берлускони уже ушли, потом начались истории с Литвиненко и Политковской и так далее. Так что можно с уверенностью сказать, что операция по созданию общего врага Запада в лице России идет ударными темпами», – заключил Михаил Хазин.