Здравствуйте!
Чего-то я не могу определиться с типом. То получается Гамлет, то Жуков, то Гексли, а то вдруг Есенин. Или откуда-то Дюма вылезает.
Интуиция времени 32
Этика отношений 25
Этика эмоций 25
Сенсорика ощущений 22
Деловая логика 18
Силовая сенсорика 18
Структурная логика 14
Интуиция возможностей 10
1. Что такое от общего к частному, что такое от частного к общему? Приведите примеры.
От общего к частному – от закономерности к примеру. Например: Если тело падает с большой высоты, оно разбивается. Пример – авиакатастрофы.
От частного к общему – от единичного факта к выводу закономерности. Например: Если человек опоздал на встречу 1, 2, 5, 10 раз, то он либо Близнецы по гороскопу, так как Близнецы всегда опаздывают, либо просто не хочет с нами иметь дела.
2. Что такое логично? Ваше понимание. Согласуется ли Ваше понимание логичного с общепринятым? Легко ли быть логичным?
Логично – когда одно вытекает из другого, не нарушается последовательность изложения, восприятия и т.п. Каково общепринятое понимание логичности, я не знаю. Когда я в материале, мне очень легко быть логичной. Если я «плаваю», то никакая логика мне недоступна, очень легко меня сбить.
3. Раскройте понятия "правило" и "закономерность". Тождественны ли они? Если нет, то поясните различия.
Нет, они не тождественны. Правило – результат условного, субъективного принятия за правильный вариант. Пример – правила орфографии. Закономерность – это естественные, не зависящие от субъективного мнения отношения между явлениями. Например: закономерности возрастной физиологии ребенка.
4. Что такое иерархия? Приведи примеры иерархии. Нужно ли подчиняться иерархии, почему? Приведи пример иерархии систем, что это такое?
Иерархия, в отличие от системы, существует объективно, на то она и иерархия, то есть священная власть. Например, иерархия нравственных ценностей. Если не подчиняться иерархии, не признавать ее, то только шишек набьёшь или запутаешься в том, что хорошо что плохо. Что такое иерархия систем – представления не имею. Первый раз слышу.
5. Что такое аналогия? Приведите примеры аналогий. Часто ли Вы пользуетесь аналогиями? Нужны ли они Вам? В каких ситуациях? Приведите примеры.
Аналогия – это сходные отношения между двумя явлениями по сравнению с отношениями между другими двумя явлениями. Например, по аналогии с ударениями в словах: «стонет», «ходит», «молит», «варит» многие говорят и «звОнит» с ударением на корне. Аналогиями я пользуюсь, когда мне нужно доказать собеседнику истинность какого-то положения, справедливость требования. Например, вы в магазине товар берете не бесплатно, а уплачиваете деньги, иначе вас признают вором со всеми вытекающими последствиями, значит, и в общественном транспорте нельзя ездить зайцами.
6. Расскажите, насколько Вы последовательный человек. В этом ключе интересует следующее:
а). Что такое последовательность вообще? В широком и узком смысле этого слова. Если можно, порассуждайте на эту тему.
Последовательность – это следование одинаковым принципам и правилам в сходных ситуациях. То есть, если я наказала ребенка, то я не должна ему позволять смотреть телевизор, водить в Макдональдс на время наказания, но и не должна позволять бабушке, дедушке и мужу развлекать его, жалеть и сюсюкаться, водить в Макдональдс и разрешать сидеть у ТВ. Последовательна в этом вопросе должна быть не только я, но и все окружающие.
б). Как Вы оцениваете свою последовательность? Насколько она выше или ниже "средней" степени последовательности, которую Вы наблюдаете в своем окружении?
Примерно такая же. Средняя. Нарушаю вследствие эмоций. Пока эмоции не взыграют, могу быть достаточно последовательной, но они играют легко.
в). Оцените степень достоверности своей оценки пункта б).
Не знаю насчет оценки последовательности окружения. Васильич непоследователен вообще. Сашка Степанцев абсолютно непоследователен в том, на что ему наплевать, но последователен в том, что считает принципиальным. Наверное, и все так же! Смотря какова цена порога, за которым последовательность можно отбросить.
г). В каких случаях можно выходить за пределы того, что принято считать последовательностью?
В тех, когда последовательность противоречит твоим жизненным принципам. Например, я не хочу убивать живых существ. Однако тараканов, комаров давлю и травлю, а курицу ем. Хорошо, что нам и ее, и коровку уже в разделанном виде продают, но если бы надо было для пропитания себя и семьи умертвить курицу или корову, наверное, свою последовательность упрятала бы в карман голода.
7. Необходимо выбрать одно из нижеприведенных заданий на своё усмотрение и дать развёрнутый ответ-пояснение. Поясните свой выбор.
- Сделайте классификацию букв (не звуков) алфавита (русского).
- В каком отношении находятся понятия "столовый прибор" и "ложка"?".
- Если А не Б, а Б не С, то А есть С. Верно ли это? Почему?
Если А не равно Б, а Б не равно С, то А равно С. Верно ли это? Почему?
- Необходимо классифицировать (выбрать одно): музыкальные стили; транспортные средства; налоги; топливо; животных.
- Что такое классификация? Каким образом она осуществляется? Зачем она нужна и где применяется? Приведите пример.
- "Овощ" - это не то, что перед нами, потому что "овощ" существовал и за тысячу лет до нас, - а, стало быть, овощ перед нами - не овощ". (Диоген Лаэрский). Найдите логическую ошибку.
- Проанализируйте известное утверждение Сократа "Я знаю, что я ничего не знаю". Логично ли оно?
Классификация букв русского алфавита. Жалко, что не звуков. Выбор не столько потому, что первое задание, сколько по своей специальности. Мне это интересно.
А) по относительному размеру: прописные и строчные.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я –
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
Б) по происхождению: греческие и собственно русские (славянские).
А В Г Д Е И К Л М Н О П Р С Т Ф Х –
и все остальные, включая все прописные.
В) по наличию/отсутствию аналогичных букв в латинском алфавите.
А В Е К М Н О Р С Т У Х а е о р с у х – и все остальные
Г) по симметрии вертикальной: А М П Т Ш м п т ш,
горизонтальной: В Е З К С Э Ю в з к с э ю,
центральной: И и,
нескольким видам симметрии: Ж Н О Ф Х ж н о ф х
и несимметричные – все остальные.
Д) Обозначающие гласные звуки: А Е Ё И О У Э Ю Я а е ё и о у ы э ю я,
обозначающие согласные звуки – все остальные, кроме Й, й, ь, ъ,
обозначающие как согласный, так и гласный звук в зависимости от позиции: Й, й,
не обозначающие отдельных звуков: ь, ъ.
Ну, хватит, пожалуй.
1. Что такое работа в Вашем представлении? Зачем вообще нужна работа? Какие есть параметры, по которым Вы можете определить, справитесь ли Вы с работой или нет?
Вообще-то работа в широком смысле – это действия по преобразованию действительности, изменению чего-то, что является объектом работы. В этом смысле работой будет и работа над собой, и работа с текстом, с учебником (дети именно так работают для получения знаний и закрепления навыков). И другое – работа на приусадебном участке, шитье для себя, семьи, друзей и знакомых, домашние хлопоты. В узком смысле работа – это средство получения средств к существованию, то есть денег и материальных благ в обмен на определенные общественно полезные действия. Работа нужна, чтобы обеспечить свое настоящее, а в идеале и будущее с материальной точки зрения. Работа предполагает ответственность за результат индивидуальной и коллективной деятельности. Работа – то, что обязательно к выполнению и не гарантированно приятно. Чего-то я вбила себе в голову, что всё, что связано с работой за деньги, с определенными обязательствами, для меня трудно до невозможности. Сижу на инвалидности и работать не собираюсь. Какой-то общественно полезной деятельностью занимаюсь в своё удовольствие и не за деньги. В сфере искусства и общения с людьми.
2. Какими инструментами Вы пользуетесь в своей повседневной жизни? Что такое удобный инструмент? Как Вы подбираете инструмент для какой-либо работы, приведите примеры? Как Вы оцениваете свое умение подбирать нужный инструмент? Как другие оценивают Ваши способности в этом?
Тряпка, швабра, пылесос, нож, кухонный комбайн, терка и всё такое прочее. Ручка, компьютер, принтер, сканер, флэшка и проч. Магнитофон, видеокамера, фотоаппарат, видеомагнитофон… Удобным инструментом легко работать, он не затрудняет выполнения задуманной работы, его удобно держать, им просто пользоваться, не особо тратя умственную энергию для обеспечения его функционирования, лёгкий по весу, прочный (не разобьётся от случайно небрежного обращения). Ручка должна писать чётко, не размазывая, мягко двигаться по бумаге, не требовать частой смены или заправки пишущей части. При этом существенно соотношение цена/качество. Лучше подешевле, но получше. Зачастую подбираю нужный инструмент опытным путём, найдя оптимальный вариант, стараюсь его и придерживаться в подборе новых экземпляров подобного инструмента. Бывает, что вижу у знакомых какой-то инструмент, а потом приобретаю себе такой же, потому что успеваю оценить его положительные свойства (утюг как у золовки, фильтр как у коллеги, магнитофон как у приятеля… И это еще не всё). Мои способности всегда положительно оценивает одна приятельница, хотя я сомневаюсь в их наличии.
3. Как принято определять качество работы? Как Вы определяете качество работы? Насколько хорошо Вы можете определить качественность покупаемой вещи, и обращаете ли на это внимание?
Два основных критерия – задумка (идея) и исполнение (качество выполнения). У платья оценивать надо фасон, модность и - пошив, выбор ткани, красителя. Третий – насколько мне подходит. Его рассматриваем в первую очередь. Если не подходит, то качество работы вообще не оцениваем. Качественность покупаемой вещи определяю не всегда. Подходит ли, нравится ли – и всё. Ну, понятно, что сапоги на одну ногу или распоротое платье я не куплю. Но на мелочи могу не обратить внимания – неаккуратный шов, пятно, просроченный пищевой продукт.
4. Как Вы себя чувствуете, если дело не довели до конца? Бывает ли такое? По каким причинам?
Бывает. Иногда паршиво, сожалею, могу всю жизнь о чем-то сожалеть. Иногда стыдно, если результат был важен для значимого для меня человека, а не для меня. Иногда забываю вообще, что это имело место.
5. Ситуация: Вам необходимо получить от начальника разрешение на дополнительно оборудование рабочего места (новое кресло, компьютер, стол, станок и т.п. для работы). Опишите свои действия. Какова будет ваша реакция, если он откажет?
Я вообще-то не работаю, потому что мне в лом общаться с начальниками, это для меня проблема – что-то у них просить, выполнять их распоряжения. Я от этой проблемы ушла в болезнь. Ну, если, допустим, начальник – заведующая библиотекой, где мы репетируем с нашим театром. Реальная ситуация – получить что-то для театра. Например, комнату, где бы мы одни репетировали, складывали бы свои вещи и никто бы не хозяйничал там в наше отсутствие, а в присутствии – не мельтешил бы туда-сюда. Нам была обещана комната, но ее заняли кухней. Сижу жду, не выделят ли нам другую комнату. И вот, через… 6 лет, в мае 2008, заведующая сказала, что, наконец, такая комната будет. С мая прошло 4 месяца, мы еще без комнаты. Хотя там идет ремонт и есть надежда. Или с альманахом нашего литобъединения. Прихожу к возможным спонсорам, прошу напечатать, мне отказывают или обещают, но всё равно не печатают. Подключаю других людей, советуюсь, прошу найти обходные пути достижения цели, как бы самоустраняюсь.
6. Когда Вы работаете, Вам говорят: Вы это делаете не так, не правильно. Ваша реакция?
Обижаюсь, считаю критиков неправыми, дураками, не оценившими меня, реву. Настаиваю на своей методике, с трудом подчиняюсь требованиям.
7. Рядом с Вами работает профессионал. Вы постоянно видите, что у Вас не получается так, как у него. Ваши ощущения, мысли и действия?
«Надо у него поучиться, попросить совета, помощи, подумать, почитать, подготовиться получше дома, поработать над собой». Иногда так и делаю. Когда лень выполнять эту программу, думаю: «Вот козёл, меня использует на вторых ролях, не хочет научить, только критикует». Или: «Ну да, у неё талант, она хочет сделать театр своей профессией, а я тут просто развлекаюсь». Это всё реальные мысли в нашем любительском театре.
8. Опишите свойства любого объекта на выбор.
Кофта вязаная, шерстяная, тёплая, синяя, с длинными рукавами, без застёжки, распахнутая, старая, но не изношенная.
9. Вам нужно построить пирамиду, такую, как в Египте. Ваши мысли, действия?
Да обойдусь. Ничего мне не нужно её строить!
1. Расскажите, что такое красота? Меняется ли Ваше представление о красоте? Насколько Ваше понимание красоты согласуется с общепринятым?
Что в таком понимании выходит за пределы общепринятого?
Красота для меня – в первую очередь гармония, то есть лад, согласие, соответствие, соподчиненность всех элементов того или иного объекта, который можно назвать красивым. Красивое лицо, красивый пейзаж (в природе и в изобразительном искусстве), красивая игра на сцене и т.п. При этом то, что отступает от требований нравственности, для меня не является красивым. Я думаю, что красота – понятие, меняющееся с течением времени, в разных сообществах и т.п. Моё представление о красоте, по-моему, не меняется. По-моему, оно согласуется не то что с общепринятым, но, так сказать, со стандартным, классическим. За пределы общепринятого (сейчас, в эпоху постмодернизма, когда лестница нравственных ценностей положена плашмя) выходит моё непризнание красивым безнравственного, принижающего значимость высоких нравственных идеалов.
2. Опишите, пожалуйста, Ваше понимание красиво одетого мужчины, женщины. В чем суть красоты? Попытайтесь объяснить что красиво, а что нет человеку, который ни разу не слышал о красоте.
По большому счёту, мне всё равно, во что и как они одеты. Конечно, красивая одежда не должна быть небрежной, пачкающей, дурно пахнущей, рваной (даже нарочно), должна подходить по размеру и росту, соответствовать ситуации (нечего ходить в кафе в купальнике, хотя бы оно и рядом с пляжем), хорошо сидеть на теле, не подчёркивать недостатки фигуры, а скрывать их. Суть красоты - в гармонии. Хотя красота поступка отличается от красоты вышивки крестиком.
3. Как Вы думаете, есть ли общий для всех шаблон понимания красоты? Можно ли сказать, что есть классическая красота?
Я думаю, что шаблон понимания красоты отличается по эпохам и по сообществам. Но классическая красота, которую увидят и признают все, независимо от своих взглядов и предубеждений, существует.
4. Что такое уют, что такое комфорт? Как Вы создаете уют и комфорт? Как другие оценивают ваше умение в создании уюта и комфорта? Согласны ли Вы с ними?
Уют – это когда уютно (приятно, тепло, душевно), а комфорт – когда доступны блага цивилизации (горячая вода, мягкий матрас, теплое одеяло, отопление, газовая или электроплита, посуда, чистый стол, сиденья со спинкой и т.п.). Для уюта комфорт не обязателен, и с комфортом может быть неуютно. Уют – это определенная атмосфера. Создаю как умею и как считаю нужным. Другие оценивают хорошо. Наверное, хорошо создаю. Люблю гостей и делаю всё, чтобы им было уютно, чтобы стремились ко мне приходить.
5. Как Вы выбираете одежду? Следуете ли Вы моде? Почему? Как Вы понимаете, что нужно одевать при определенной фигуре?
Одежду выбираю, чтобы было тепло и удобно. Моя особенность в том, что я сама себе не умею, ленюсь выбирать одежду. Выбираю из того, что приносят, иногда б/у. Потому что росла в эпоху дефицита, когда носили то, что есть, а не то, что хочется и соответствует вкусу. Привозил одежду и обувь папа (а что может выбрать мужчина за 2 часа до самолёта и при ограниченных деньгах?) Моде, наверное, не следую, не считаю нужным. При определенной фигуре нужно надевать то, что будет прятать ее недостатки и подчеркивать достоинства.
6. Расскажите, как Вы готовите? Насколько придерживаетесь рецептов? Как другие оценивают Ваш вкус?
Готовлю под настроение. Печь пироги и кондитерские изделия не люблю, так как не умею. Не делаю заготовок, так как в лом проводить асептические мероприятия – всё равно забродит, скиснет, слетит крышка! Люблю делать всякие салаты, варить борщ, тушить овощи, делать гуляш, печенку со сметаной, по сезону – фаршированный перец. Люблю угостить, накормить дорогих мне людей Рецептов придерживаюсь для того, чтобы вкус моего блюда совпал с желаемым. Настолько и придерживаюсь. Другие под настроение хорошо кушают то, что я приготовлю, только муж очень сильно потолстел за 15 лет жизни со мной. Кушает очень хорошо и за себя, и за меня, поэтому меня это напрягает.
7. Как Вы разбираетесь в сочетании цветов? Какой цвет с каким хорошо гармонирует и наоборот.
С сочетанием цветов у меня проблемы. Не понимаю, почему красный с зеленым или с розовым, зеленый с голубым, белый с жёлтым – это однозначно плохо, безвкусно и режет глаз! Смотря в каких условиях и для чего! Мне не режет! Хорошо гармонирует белый с другими цветами, практически с любыми. Черный лучше всего гармонирует с со светлыми, с пастельными, с тёплыми. Мне так кажется.
8. Как воспринимаете, если кто-то Вам рассказывает, что вот это красиво, сочетается с чем-то? Соглашаетесь ли с чужим мнением?
Соглашаюсь, но не всегда следую чужим советам на эту тему. Да, зеленоватые пуговицы к кремовому пальто не очень подходят, но перешивать не буду!
9. Не могли бы Вы рассказать, как Вы оформили какое-либо помещение (комнату, например)? Делаете ли это сами или доверяете кому-либо другому, почему?
Комнату, квартиру, скорее, оформлял мой муж. Я не в восторге от мысли самой оформлять помещение, если кто-нибудь сделает это для меня, я только скажу спасибо. Почему – не моё это, мне это неинтересно. Если у кого-то есть идеи на этот счёт, тем более у тех, кто тоже к этой комнате имеет непосредственное отношение, почему бы мне им и не уступить?!
10. Как Вы понимаете, что у человека дурной вкус? Пример можете привести? Вы только своему вкусу доверяете, или чувствуете, что нужно узнать у других их мнение?
Я доверяю вкусу других, но могу перепроверить несколько раз, проконсультироваться у нескольких товарищей. Дурной вкус – это кроссовки с юбкой, джинсы с плащом. В комнате – разностилевая мебель и обстановка в целом. Так и у нас получилось, что рядом с корпусной мебелью – резной сервант из массива дерева. Не очень хорошо смотрится, да что поделаешь. Муж захотел, а я не против, в общем-то мне пофигу.
1. Как Вы можете построить себя и других? Какими методами? Надавить умеете? Если да, то как это происходит?
Контролировать ситуацию и «строить» других я люблю. Себя строить? Это что еще такое? Не имею понятия. И без меня находятся желающие меня «построить». Говорят, что я давлю. Сама не замечаю, но люди зачастую соглашаются для вида, а потом по факту не выполняют то, на что я их заставила согласиться. Например, в театре: люди приходят и изъявляют желание поиграть с нами. Им говоришь: «Хорошо, в субботу репетиция». Они приходят, видят, что задания, которые им даются, для них трудны и неинтересны. Но под давлением соглашаются продолжить работу. Однако в следующий раз опаздывают или не приходят (могут реально заболеть или у них появляются срочные дела в другом месте). Частенько могу устранить человека и переделать за него то, что он не хотел переделывать (и в театре, и в предпечатной подготовке лит. сборников это было не раз).
2. Что такое наезд? Как Вы справляетесь с ситуацией наезда? Легко ли дать отпор?
Наезд – несправедливые упрёки и безосновательная критика. Наездов не терплю, вплоть до прекращения отношений с наезжающим, по крайней мере в той области, в которой происходят наезды. Отпор – это отстаивание своей позиции и правоты. Если я уверена в них, то отстаиваю, остаюсь на своей территории, принуждаю наезжающего или прекратить наезды, или покинуть мою территорию. А если не уверена, то могу и подчиниться.
3. Что такое "свои" и "чужие"? Когда "свои" могут перестать быть таковыми и почему?
Свои – это те, кто входит в мой ближайший круг по разным вопросам. Семья – это свои. Друзья – это свои. Литобъединение – тоже свои, но другого порядка. Причем у меня два лито, которые я считаю своими. Своими могут быть и соседи, и земляки, и одноклассники, и однокурсники – те, с кем меня что-то объединяет, в рамках этого объединяющего параметра и есть свои. Чужие – кто в «свои» не входит. Свои перестанут быть своими, когда исчезнет объединяющий параметр. Бывший одноклассник всё равно таковым останется, а вот членами лито или артистами нашего театра кто-то может и перестать быть, тогда он уже в эти «свои» не входит, но может входить в «свои» по линии друзей или соседей.
4. Какие есть стратегии нападения? Можете ли Вы их применить? Когда нападение оправдано?
Нападение может быть открытое, может быть из засады, в спину, может быть нападение втихую, о котором жертва узнаёт по факту (предательство). Нападение может быть физическое, а может быть моральное. Нападение оправдано при угрозе жизни, существования того, что нападающий считает жизненно необходимым для себя (предупреждение удара противника). Физически я могу напасть на того, кто слабее. Моральные нападения (подколки, подковырки, может быть, что-то еще) применяю.
5. Считаете ли возможным занять чужую территорию и когда?
Нет.
6. Какие методы силовой борьбы наиболее эффективны и в каких ситуациях?
Не знаю. Не люблю я этого. Избегаю.
7. Как принято защищать себя и свои интересы?
Обозначение своей позиции. Высказывание просьбы. Предоставление доказательств правомочности просьбы. Попытки убедить противника мирным путём или заставить отступить (убеждение, откуп, шантаж, применение власти). Выдвижение ультиматума. Применение силы. Вплоть до выхода с оружием в руках.
8. Расскажите, как Вы ведете себя в ситуациях противостояния, в ситуациях, когда нужно проявить силу?
Меня легко сломать и отшвырнуть, и я остаюсь ни с чем.
9. Считают ли Вас сильным человеком? Считаете ли Вы сами себя сильным человеком?
Да, меня считают сильным человеком. Я себя сильным человеком не считаю.
10. Расскажите, как понять по человеку, что он сильный? Есть ли признаки сильного человека? В чем суть силы? Почему одного люди слушаются, а другого - нет?
Сильным человек может быть физически, а может – морально. Мужчины в массе сильнее женщин физически, но женщины сильнее морально. Признаки сильного в физическом плане человека – развитые мускулы, развёрнутая грудь, большие кулаки, громкий голос, уверенный взгляд. Хотя бывают и исключения. Признаки сильного в моральном плане человека – всё уверенное: осанка, взгляд, голос, жесты, походка и т.п. Меня интересовал вопрос: почему одного люди слушаются, а другого – нет. Может быть, потому что у одного биополе сильнее, энергетика сильнее, воля сильнее, уверенность в своей правоте и силе, во владении тем материалом, по которому идет взаимодействие сильного человека с людьми, кого надо заставить слушаться. Ключевое слово – взаимодействие – оно и в театре выплыло. Нужно уметь взаимодействовать с людьми, чтобы они тебя слушались. Взгляд, интонации, жесты, умение подыграть, подстроиться под то, что люди от тебя ожидают, а потом повести их в желаемом для тебя направлении – это помогает взаимодействовать с людьми.
1. Что можно считать хамством? Как Ваше понимание хамства согласуется/отличается с общепринятым?
Хамство – это заведомое, нарочное превышение полномочий в сочетании с грубостью и неуважением. Не знаю, каково общепринятое понимание хамства.
- Как бы Вы объяснили, что такое хамство десятилетнему ребенку?
Нашему объяснял папа через историю о Хаме и его отце, с которого Хам снял одеяло, чтобы все увидели, что он там лежит голый, а потом посмеялся над ним. Я бы объяснила так: «Хамство – это когда 10-летний ребенок приходит в комнату, где спит бабушка, включает телевизор, будит бабушку и на просьбы выключить и уйти отвечает, что ему хочется посмотреть эту передачу и что он будет ее смотреть, чтобы бабка не орала и раз ему ничего не слышно, то он сделает звук на полную громкость».
- Как бы это объяснение выглядело для взрослого, не владеющего этическими нормами?
«В магазине продавщица вместо того, чтобы объяснить свойства товара и назвать цену, скажет: «Глаз что ли нет? Не нанялась тут вам говорить, а то язык еще отсохнет!» Да еще обсчитает и обвесит. Вот это и называется - обхамила».
2. Как Вам хотелось бы улучшить общественную мораль?
Самое яркое пожелание – чтобы общество изменило своё отношение к абортам, чтобы не равняло их с удалением зуба, а также к использованию матерных выражений. На то это и табуированные слова, чтобы применять их в особых условиях, а не тогда, когда у восьмилетнего ангелочка с бантиком воздушный шарик лопнул!
3. Служит ли оправданием плохого поведения то, что человек просто не научен вести себя?
Если человек не знает, как вести себя хорошо, то ему ничего не остаётся, как вести себя плохо. Это единственный выход из этой ситуации. Другое дело, когда человек научен себя вести хорошо, но всё равно ведёт себя плохо. Это сплошь и рядом происходит. Он ведёт себя плохо из-за распущенности, из-за желания потакать себе, из-за лени работать над собой, но оправдывается, что его не научили вести себя. Это враки, а не оправдание.
4. Прислушайтесь к себе и дайте свое определение любви. Можно ли любить и наказывать одновременно?
Любовь трудно поддаётся определению. У Литвака мы прочитали, что любовь – это действенное желание добра объекту своей любви, помощь в развитии и благоденствии. Любовь нельзя заслужить какими-то услугами или качествами. Она либо есть, либо ее нет. Любовь – это вопрос не объекта (есть кого любить – некого любить), а субъекта (умею – не умею любить). Любить и наказывать можно только своего ребенка, потому что мы отвечаем за его формирование. А за формирование остальных мы не отвечаем, у них свои родители были или есть, поэтому наказывать остальных, любя их, нельзя.
5. Слышали о грузинском гостеприимстве? Все для гостя. А есть еще немецкое гостеприимство – хозяин прав в своем доме. Какой подход более правомерный, попробуйте оценить, невзирая на наши культурные привычки? Каковы культурные традиции Вашей нации в этом вопросе?
Я думаю, что если мы приглашаем гостей, то мы должны всё сделать, чтобы им было комфортно и уютно в нашем доме. Однако и гости должны честь знать и не лезть не в свои дела, когда их хозяева не просят, и вовремя уехать домой, чтобы их пребывание не было в тягость для хозяев. То есть, правомерным я считаю сочетание этих принципов. Всё для гостя, но не в ущерб себе, иначе это уже не приём гостей, а какая-то благотворительность и самопожертвование, у которых другие критерии. Наша нация выразила свои традиции в пословицах: «Незваный гость хуже татарина», «В гостях хорошо, а дома лучше».
6. Что такое сочувствие. Когда его надо проявлять, когда не надо, когда Вы его проявляете?
С этим вопросом у меня плохо. Я не могу сказать, что я умею проявлять сочувствие и делаю это часто. Сочувствие проявляют к другому человеку, когда ему плохо. Сочувствие, наверное, всё-таки это не жалость. Жалость отнимает энергию, не надо ее проявлять. А сочувствие должно по идее давать энергию, давать ресурс для борьбы с горем, с неприятностями, для решения проблем. Сочувствие, может быть, это подтверждение права человека испытывать по определенной причине негативные эмоции, выражать их в социально приемлемой форме. Можно проявить сочувствие и к животному.
7. Есть ли в обществе нормы поведения, отношений между людьми? Если да, то придерживаетесь ли Вы их? Всегда ли нужно следовать нормам отношений? Почему?
Нормы поведения, отношений между людьми закреплены в Уголовном и в Административном кодексах, в Гражданском кодексе, а также в неписаных требованиях морали. Стараюсь придерживаться, во всяком случае полагаю, что знаю их. Однако согласна с героем М. Горького: «Хорошо, когда у твоего соседа совесть есть, вот только самому ее иметь накладно!» Следовать нормам отношений нужно всегда, хотя не всегда они совпадают, кстати, с требованиями законов, которые я перечислила.
8. Достаточно ли только пользоваться знаниями книжек и тем, как Вас обучили, теми примерами, которые Вы в жизни видели, чтобы уметь общаться с людьми, или нужно еще что-то?
Внешние примеры вообще не помогают. Нужно выработать свои эффективные правила общения на основе своих убеждений, которые необходимо прочувствовать, пережить в глубине себя. А кроме того, регулярно тренироваться. Без тренировки ничего не получится в общении с людьми, если мы будем умение общаться откладывать на завтра, на понедельник и т.п.
9. Как понять, какое отношение с людьми правильное, а какое нет?
Если не возникает конфликтов и напряженности, если возникают отношения сотрудничества, если все удовлетворены процессом и результатом общения, то значит, оно правильное. Если нет – наоборот.
10. Что можно назвать морально, а что аморально? Как Вы понимаете это, и как понимают другие (большинство)? Можете ли Вы оценить правильность своего понимания?
Морально то, что не противоречит требованиям морали, что не тревожит совести. Другое аморально. Не знаю, как понимают другие, наверное, по-разному. Понимание-то у меня правильное, только придерживаюсь ему не всегда.
11. К Вам кто-то проявляет явно негативное отношение. Ваша реакция? Можете ли сами выразить (показать, проявить) человеку свое негативное отношение к нему? Если да, то как? Можете ли долго плохо относится к человеку? Прощаете ли Вы обиды?
Обижаюсь. Сначала пытаюсь выяснить отношения, почему он ко мне так плохо относится. Если могу исправить положение – исправляю. Если не могу, объясняю почему. При продолжении негативного отношения контакты свожу на нет. Рассказываю всем желающим послушать, какой козёл тот человек, который негативно относится. Я не хочу показывать своего негативного отношения, если только человек не показал сам публично своего негативного отношения ко мне. Ору, ругаюсь, бросаю обвинения. Долго плохо относится не люблю, но, наверное, могу. Хотя не общаюсь, но заноза остаётся. Не люблю, когда ко мне кто-то плохо относится из тех, к кому у меня нет никаких претензий и я не против продолжить общение, пусть в несколько другом формате. Обиды прощаю быстро, но не забываю долго. То есть общаюсь как ни в чём не бывало, но заноза тоже сидит.
1. "Весь мир не стоит слезы ребенка" Как Вы это понимаете? Разделяете ли это мнение?
Ребенок – существо беззащитное, нуждающееся в опеке и заботе взрослых, в подготовке к самостоятельной жизни. Взрослые отвечают за ребенка, за его жизнь, здоровье, благополучие. В то же время ребенок – это живой человек, который, когда вырастет, должен сам за себя и за других отвечать. Нельзя за счет ребенка (не только в финансовом, но больше в психологическом плане) решать свои проблемы (кстати, опять об абортах!). В этом разрезе можно сказать, что психологический мир взрослого не стоит слезы ребёнка, с которым этот взрослый соприкасается. Вот в таком значении я понимаю это мнение и разделяю его. В других – нет.
2. Допустимо ли в обществе выражать, проявлять свои эмоции? Приведите примеры неуместного выражения эмоций.
В нашем обществе выражать, проявлять свои эмоции открыто не принято. Выражение эмоций на людях – это нарушение норм поведения. Но в России, кажется, не всё так строго, как в Японии, где о смерти жены муж сообщает знакомым с улыбкой, чтобы их не расстроить. Если в общественном месте с кем-то происходит истерика, то это неуместное выражение эмоций, признак неадекватности. Помню, как одна дура в институтском дворе бросалась на капот машины завкафедрой с воплями и требованиями. Я убеждена, что выражать свои эмоции очень желательно, например, в театре. Артистам сложно играть перед каменной аудиторией. Кстати, с позиции актрисы могу сказать, что изображать эмоции на сцене мне очень сложно по причине внутреннего запрета на их выражение при людях.
3. Можно ли пользоваться отрицательными эмоциями? В каких ситуациях?
Я не знаю, что такое пользоваться эмоциями. Испытывать их?
В связи с предыдущим вопросом проблемой мне представляется внутренний запрет на испытывание отрицательных эмоций. Я злюсь, значит, я плохая. Я обиделась, значит, я неидеальна. Я считаю, что отрицательные эмоции испытывать можно в тех ситуациях, в которых они возникают. Если при этом появляется какой-то дискомфорт, надо в нём разобраться: насколько адекватна наша эмоция условиям? Если адекватна, испытывай на здоровье! Если она неоправданна, то, узнав это, мы можем от неё и избавиться. Хотя бы с помощью психолога.
4. Как Вы проявляете негативные эмоции? Как это выглядит? Что об этом говорят другие?
Бурно, с криками, руганью, обвинениями, порой с киданием предметов и с накидыванием на более слабых. Другие говорят, что это некрасивое зрелище, что я быстро успокаиваюсь (добавлю от себя – внешне быстро). Матом не ругаюсь.
5. Что такое поверхностные эмоции? Какие еще могут быть эмоции?
Поверхностные – значит неглубокие. Как Раневская у Чехова: «Столик мой! Шкафик мой! О моя юность, о моя свежесть!» Рада приезду домой. Гаев: «А без тебя тут няня умерла…» - Раневская равнодушно роняет: «Да, я слышала…» И продолжает свои излияния. Её эмоции поверхностны, они ее вообще не задевают. Главная ее эмоция – как достать денег, чтобы вернуться к любовнику в Париж, а остальное неважно. А еще бывают глубинные, задевающие сущность человека, направляющие его поступки, даже жизненную стратегию. Например, Сальери испытывает ненависть и злобу по отношению к Моцарту, пока не отравил, не успокоился.
6. Какие эмоции считаются правильными, какие нет?
Все эмоции я считаю правильными, раз они возникли.
7. Как быстро Вы можете изменить эмоциональное состояние? В какую сторону?
Если что-то не получается, быстро могу положительные эмоции поменять на отрицательные. Наоборот – много времени надо. Нужен какой-то стимул для изменения минуса на плюс. Есть у меня несколько таких. Для меня главное – отвлечься, увлечься чем-то приятным. Пусть отрицательная эмоция и не забылась, но она отодвинута положительной.
8. Что такое «выплескивание» эмоций? Как это происходит?
Выплёскивают то, что накопилось. Вот мы хранили какую-то эмоцию в себе – страх, радость, раздражение. Но условия чуть-чуть изменились - и мы не можем ее больше сдерживать, она прорывается, мы ее проявляем. Из-за накопления это происходит утрированно.
9. Соответствует ли Ваше внутреннее эмоциональное состояние тому, что Вы показываете наружу (когда веселая, плачете, кричите, злитесь)?
Не всегда (см. выше), но как правило соответствует.
10. Отмечаете ли для себя в течение дня, какое у Вас в данный момент настроение? Отмечаете ли настроение других?
Далеко не всегда, но бывает. Чаще отмечаю настроение других, чем своё.
1. Как относитесь к неожиданностям?
К приятным хорошо, к неприятным – плохо. При хорошей неожиданности перестраиваюсь практически мгновенно, хотя какие-то усилия по перестройке тоже надо сделать. При плохой неожиданности настроение портится, хочется обвинить обстоятельства, других людей, себя не обвиняю никогда. Это же не-о-жи-данность!
2. Расскажите, как люди меняются? Как Вы относитесь к этим изменениям? Видят ли другие эти изменения?
Сын растёт, взрослеет, становится более самостоятельным и независимым от нас. С одной стороны, это радует, с другой – внушает тревогу и за него, и за себя. Родители стареют и дряхлеют, больше болеют, слабеют, труднее ориентируются в повседневных делах, в отношениях с людьми. Это и обидно, и закономерно, и на меня накладывает дополнительные обязанности. И больно, и печально. Муж толстеет, а я худею. Это злит – так ведь и от голода можно помереть, а мужу – от обжорства. Друг развивается творчески, растёт его талант, всё больше радует эстетическое чувство.
3. На самом ли деле, все, что ни случается – все к лучшему?
Не уверена. Но то, что случается, наверное, лучший вариант из возможных.
4. Как Вы относитесь к гороскопам, гаданиям и пр.? Верите ли в удачу, счастливую случайность?
Гороскопы – ерунда, но в связи даты рождения с характером и особенностями человека есть что-то рациональное. Гадания – если бы они сбывались, то я бы поверила. Есть гадалки – профессиональные психологи, но это уже не гадания, а психология, к которой отношусь с интересом. Счастливая случайность, наверное, бывает, но чтобы ею воспользоваться, нужна соответствующая подготовка и себя и обстоятельств. Вот как я поступала в МГПИ – там была масса счастливых случайностей, которыми я с удовольствием воспользовалась. Но надо было готовиться. Удача – счастливое стечение обстоятельств, когда мы что-то получаем даром, не трудясь. Бывает. Например, бесплатная квартира.
5. Можете ли Вы прогнозировать события? Вообще, реально ли это?