Точка Бифуркации.
В интересное время мы живем. Пожалуй, самое интересное за последние лет 15. Пелена неизвестности покрывает даже совсем близкую перспективу, измеряемую в месяцах. А чуть более отдаленная, измеряемая в годах, является вотчиной скорее экстрасенсов, нежели политиков и бизнесменов.
Горизонт планирования стремительно уменьшается, игроки стараются запастись всем необходимым – ресурсы, пространство для маневра, союзники, запасные выходы. Повисло тягостное напряжение – «Когда ?», оттеняемое лихорадочной суетой тех, кто еще не создал запасы, а также забрасыванием удочек теми, кто уверен в своих силах. Всеобщий предстартовый мандраж соседствует с психологической накачкой и демонстрацией бицепсов.
Сильно ускорились события. То, что казалось невозможным еще пару лет назад, сейчас воспринимается как само собой разумеющееся. События того масштаба, которые раньше происходили раз в год, сейчас происходят раз в месяц. И это никого не удивляет, а многих даже удивляет обратное – почему так мало и так медленно.
Выпуски новостей превратились из развлекательных передач во фронтовые сводки. Интерес к событиям возрос даже у тех, кто раньше игнорировал события во внешнем мире. Быстро повышается уровень боеготовности и уровень понимания ситуации как массами, так и руководителями.
Из трещин в турбине социального мотора вылетает огромное количество информации. Идолы прошлого стремительно обрастают плесенью компроматов, на свет извлекается такая информация, которую раньше считали государственной или идеологической тайной, а возбужденное сознание масс жадно ловит пока еще крупицы этого знания.
Растет популярность разного рода аналитиков, просветителей, правдорубов, черных пиарщиков, предсказателей и экстрасенсов. Всеобщему настроению поддаются даже те, кому по должности полагается дезинформировать массы – политики, политологи, экономисты. Немыслимые еще пару лет назад откровения вылетают из уст самых влиятельных в мире людей.
Меняется оценка событий прошлого – Сталин выигрывает опрос «Имя России», опыт СССР 30-х годов изучается не только нашими, но и западными аналитиками. Пересматривается отношение к Первой Мировой, к Октябрьской Революции, к Великой Депрессии, к приходу Гитлера, ко Второй Мировой и т.д. Выплывают многие подробности этих событий, которые или скрывались или замалчивались или оставались уделом всяких фриков.
Пока еще события катятся более-менее предсказуемо, есть возможность проанализировать ситуацию, подготовиться (хотя бы морально), попытаться как-то скорректировать курс, лично свой или всеобщий. Можно строить планы, как локальные, так и глобальные, можно попробовать ускорить или затормозить развитие событий.
Но нельзя отменить развязку. Когда напряжение достигнет того уровня, при котором не получится выпускать пар в свисток – грянет взрыв. Когда именно это произойдет – могут сказать лишь те, кто сейчас колдуют с клапаном. Они не могут предотвратить взрыв, но могут выбрать для него время и место, а также успеть спрятаться, чтобы потом подобрать останки тех, кто не успеет увернуться.
Это и будет Точка Бифуркации - состояние неопределенности курса системы, шарахание из стороны в сторону, легкость внушения, податливость на воздействие, появление из ниоткуда гениев созидания или разрушения, огромное количество вариантов исторического тренда, исходящих из одной точки.