Человек - многоуровневая система взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (зачастую связь и зависимость непрямые), имеющая сложную разветвлённую структуру. Элементы этой системы - отдельные качества и свойства рассматриваемого человека, характеризующие её тем или иным образом. Потенциальное наличие многих скрытых элементов может предполагаться благодаря взаимозависимости (т.е., наличие определённого элемента или совокупности элементов подразумевает наличие или же отсутствие каких-л. других, или же возможности возникновения этих элементов в ходе развития системы и влияния на неё различных факторов).
Что есть человек для других? Набор видимых характеристик, проявления этой системы (безусловно то, что некоторые видимые характеристики могут и не иметь к системе никакого отношения, они могут быть восприняты в качестве элементов субъектом, наблюдающим систему, однако же, не являться одной из её действительных составляющих).
Я согласна с тезисом Аристотеля о том, что целое не равно простой сумме своих частей. Целое - это в первую очередь СТРУКТУРА, взаимосвязанность частей.
От чего зависит наше отношение к системе? Мне кажется, от того, как нами воспринимаются отдельные её элементы (видимые и предполагаемые). Те же элементы, что скрыты и в то же время не предполагаются в наличии нами восприниматься не могут, потому что эта "скрытость" как раз и заключается в том, что эти элементы никакого прямого влияния на нас не оказывают, а косвенное - только через влияние других элементов, что обусловлены наличием или взаимодействием некоторых скрытых. Получается, что на наше отношение к системе формируется под влиянием нашего восприятия исключительно видимых характеристик и их взаимосвязей. Нам не может нравиться в человеке какое-либо его положительное качество, если оно никак не проявляется или если оно не подразумевается нами же, как мы не можем ценить электроприбор за его высокую мощность, если мы знаем, что она низкая, или предполагаем, что высокой мощностью данный прибор не обладает.
Отношение - это всегда не_равнодушие. Равнодушие не противоположно любви или ненависти. Равнодушие - это отсутствие отношения, а значит, противоположно оно не какому-то определённому чувству, а отсутствию такового.
Наличие чувства определяется наличием эмоций (во всяком случае, я использую этот механизм, потому что все прочие оказались несостоятельными, но это конкретно мой случай), а его степень - их силой.
И тут возникают странные и непонятные вопросы:
1. Почему при оценке видимых элементов и их взаимосвязи, эти самые элементы и взаимосвязь могут восприниматься положительно, а система, являющаяся их носителем, может не восприниматься вовсе (равнодушие)?
2. Почему видимые элементы и структура могут отторгаться и раздражать, а система вызывать симпатию (раньше всё было не так, а так, как должно быть, т.е., адекватно. Но столкновение с фактами...)? Ведь, чёрт возьми, если чайник нам нравится как чайник, то он нравится нам как носитель функций чайника, которые соответствуют нашим представлениям о том, какими функциями должен обладать хороший чайник. И не надо мне говорить, что люди - не чайники, принцип тот же.