1

Чувак был реальный гений. В века дядька смотрел... Вот что он написал сто тридцать лет назад:

Достоевский Федор Михайлович. Дневник писателя. Сентябрь - декабрь 1877 года.

"... по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!

И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, - у них характер в этом смысле как у всех, - а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.

Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.

Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, "имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени".

Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.

Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (...страну по вкусу...) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (...фамилию по вкусу...) согласился наконец принять портфель президента совета министров.

России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества.

Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство..."

http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0500.shtml

2

Хде тут смайл "хлопать в ладоши"?!

3

"в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества"
Как же меня бесит этот пафосный маразм.

VitaliD пишет:

Чувак был реальный гений. В века дядька смотрел... Вот что он написал сто тридцать лет назад:
...
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0500.shtml

Это всё замечательно, но почему ты не читал Бесов ? - там же он это всё куда как жЫвописнее расписал и преподнёс - практически в "картинках-раскрасках" ,-) ..там же и по христианской доктрине походя проехался.

5

Unease пишет:

"в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества"
Как же меня бесит этот пафосный маразм.

мне кажется, в те времена, когда это было написано, подобное было общим местом, настолько общим, что и пафоса никакого в этом не было.

6

Витача пишет:
Unease пишет:

"в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества"
Как же меня бесит этот пафосный маразм.

мне кажется, в те времена, когда это было написано, подобное было общим местом, настолько общим, что и пафоса никакого в этом не было.

Да нет, к счастью, у приверженцов идеи особого пути славян всгда были достойные оппоненты.

Unease пишет:
Витача пишет:
Unease пишет:

"в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества"
Как же меня бесит этот пафосный маразм.

мне кажется, в те времена, когда это было написано, подобное было общим местом, настолько общим, что и пафоса никакого в этом не было.

Да нет, к счастью, у приверженцов идеи особого пути славян всгда были достойные оппоненты.

вааабще-то в своём творчестве Фёдор Михайлович Достоевский (царствие ему небесное) в славянофильстве уличён не был, так что с "достойным оппонированием" на этом поприще у "оппонентов" наблюдаются конкретные [s]непроходимости[/s] трудности.

а твоя реакция и вовсе удивительна - наверное тебя советская школа очень обидела (например двойку за сочинение "по Раскольникову" поставила) и теперь ты отыгрываешься на ФМД (цен) по наработанной схеме - "я пастернаков не читала, но тоже скажу". :-)

8

Каламбхук пишет:
Unease пишет:
Витача пишет:

мне кажется, в те времена, когда это было написано, подобное было общим местом, настолько общим, что и пафоса никакого в этом не было.

Да нет, к счастью, у приверженцов идеи особого пути славян всгда были достойные оппоненты.

вааабще-то в своём творчестве Фёдор Михайлович Достоевский (царствие ему небесное) в славянофильстве уличён не был, так что с "достойным оппонированием" на этом поприще у "оппонентов" наблюдаются конкретные [s]непроходимости[/s] трудности.

а твоя реакция и вовсе удивительна - наверное тебя советская школа очень обидела (например двойку за сочинение "по Раскольникову" поставила) и теперь ты отыгрываешься на ФМД (цен) по наработанной схеме - "я пастернаков не читала, но тоже скажу". :-)

Хм... Я где-то высказала притензии к творчеству Федормихалыча? Это как же надо загнаться, чтобы из двух написанных мной предложений сделать подобный вывод default/hmm

9

Unease пишет:
Витача пишет:
Unease пишет:

"в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества"
Как же меня бесит этот пафосный маразм.

мне кажется, в те времена, когда это было написано, подобное было общим местом, настолько общим, что и пафоса никакого в этом не было.

Да нет, к счастью, у приверженцов идеи особого пути славян всгда были достойные оппоненты.

кто, например?

10

Витача пишет:
Unease пишет:
Витача пишет:

мне кажется, в те времена, когда это было написано, подобное было общим местом, настолько общим, что и пафоса никакого в этом не было.

Да нет, к счастью, у приверженцов идеи особого пути славян всгда были достойные оппоненты.

кто, например?

Тебе фамилии нужны? Славянофилов и западников вроде в школе проходят.

Unease пишет:

...Хм... Я где-то высказала притензии к творчеству Федормихалыча? Это как же надо загнаться, чтобы из двух написанных мной предложений сделать подобный вывод default/hmm

По-видимому ты не отдаёшь себе отчёта в собственных словах, поэтому тебе трудно понять "как же надо загнаться".
Итак, поясняю, начав, как водится, с конца:
1.а: ты, в _контексте_ о[б]суждения фразы из ФМД(цен), заявила об неких оппонентах "приверженцам идеи особого пути славян" (ака славянофилам)
1.б: у славянофилов природа такая, что их славянофильство прёт из всех щелей, и уж подавно в их творчестве.
1.в: в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского (царствие ему небесное) славянофильства замечено не было
1.г: поскольку не выполнено необходимое условие (наличие славянофильства в творчестве), постольку ФМД(цен) славянофилом не является.
1.д: следовательно "достойные оппоненты." идут со своим оппонированием если не в лес, то уж во всяком случае мимо ФМД(цен).

теперь сделаем ещё один шаг к началу:
2.а: "в своем [славянском] значении и в своем особом [славянском] призвании" != "идеи особого пути славян ". Надеюсь это неравенство очевидно, в противном случае придётся обратиться к "просвещённым европам" и таки убедиться, что германии/англии/франции, например, таки обладают "своим [имярьковым] значением и своим особым [имярьковым] призванием".
2.б: иными словами ты зачем-то взяла, и с какого-то перепугу (и лично я считаю, что славянофильство от славянофобства недалеко падает, ага)... так вот, с этого самого перепугу, придала словам ФМД(цен) совсем иное значение, нежели они несли в контексте цитированного отрывка.

ну и наконец с чего всё началось:
3.а: ни сама по себе фраза - об "своём значении/особом призвании", ни её контекст, никоим образом не указывают на оценку, которая даётся этому самому "значению/призванию"
3.б: в силу чего как-то странно предполагать "пафосность".
3.в: У негров, знаете ли, тоже свой особый цвет кожи и прочие особые таланты налицо. Однако в таковом утверждении (относительно негров... да хоть бы и нанайцев, в конце концов) вряд ли кто либо поспешит узреть пафосность и уж тем более "пафосный маразм".

Итог:
4.а: ты от начала и до конца придумала себе нечто [s]"славянофоб"[/s] "славянофильское", и чрезвычайно последовательно это свое видение пронесла сквозь [s]года[/s] пару/тройку своих реплик, отягчённых оценочными суждениями на базе _твоих же_ допущений/умолчаний, которые просто никоим образом не вытекают из предмета рассмотрения.

так что это ещё вопрос - кто из нас тут "загнался" ,-)

12

Unease пишет:
Витача пишет:
Unease пишет:

Да нет, к счастью, у приверженцов идеи особого пути славян всгда были достойные оппоненты.

кто, например?

Тебе фамилии нужны? Славянофилов и западников вроде в школе проходят.

ну, да, проходили.
и сами так, почитывали.
насколько я помню, 1) западничество и славянофильство по времени отстоит от достоевского лет на 30 минимум
2) западники признавали самобытность России и славян в целом

13

До чего же ты неленивый человек, btw default/smile

Все, как это не прискорбно, значительно проще.
Перевожу для любителей вкладывать в чужие слова полтора десятка левых смыслов.

1. "в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества"
Как же меня бесит этот пафосный маразм. [Вот этот один конкретный вырванный из контекста маразм меня и бесит. Вырван, ибо бесит сильно, в исполнении Федормихалыча бесит значительно меньше, чем в исполнении соременников (моих! это чтобы еще на пару пунктов не нарваться). Ни маразматиком, ни славянофилом  Достоевский назван не был.]
2. Витача сказал, что ей кажется, в те времена, когда это было написано, подобное было общим местом, настолько общим, что и пафоса никакого в этом не было. Я возразила, что общей, общепринятой, не вызывающей возражений такая точка зрения не была.

2.а: "в своем [славянском] значении и в своем особом [славянском] призвании" != "идеи особого пути славян ". Надеюсь это неравенство очевидно, в противном случае придётся обратиться к "просвещённым европам" и таки убедиться, что германии/англии/франции, например, таки обладают "своим [имярьковым] значением и своим особым [имярьковым] призванием".

Насчет неравенства ты прав, конечно. Но, так как раздражение мое вызвано не столько ФМД, сколько, аргументирующими необходимость особого пути значением и призванием, современниками (моими!), я могу себе позволить подобную неточность default/smile

14

/задумчиво/
а современники да, бесят...

15

Витача пишет:

/задумчиво/
а современники да, бесят...

умрут - перестанут...

16

Omelette пишет:
Витача пишет:

/задумчиво/
а современники да, бесят...

умрут - перестанут...

кому бесить - всегда найдется.

17

Витача пишет:
Omelette пишет:
Витача пишет:

/задумчиво/
а современники да, бесят...

умрут - перестанут...

кому бесить - всегда найдется.

тогда надо с бесами у себя разбираться или договариваться

18

Omelette пишет:
Витача пишет:
Omelette пишет:

умрут - перестанут...

кому бесить - всегда найдется.

тогда надо с бесами у себя разбираться или договариваться

с бесами я разобралась - стоят на полке в виде двухтомника.

19

Витача пишет:

с бесами я разобралась - стоят на полке в виде двухтомника.

у меня один том... из собрания сочинений прижизненного... на тонкой бумаге с ятями.

но от собственных бесов мало помогает, разве что ощущение общности с героями классиков.
перечитал лет в 35, подуспокоился.

20

Omelette пишет:
Витача пишет:

с бесами я разобралась - стоят на полке в виде двухтомника.

у меня один том... из собрания сочинений прижизненного... на тонкой бумаге с ятями.

но от собственных бесов мало помогает, разве что ощущение общности с героями классиков.
перечитал лет в 35, подуспокоился.

ну, от собственных. собственных еще душить и душить... уж мы их душили, душили...жаль, на польта не годятся.