Виктор Гуленко выдвинул расрпостраненную теорию из 4-ех подтипов, названную DCNH:
1. D - доминантный 
2. C - креативный
3. N - нормирующий
4. H - гармонизирующий

По Гуленко это четрые ступени энергии (некое психологической силы),  и какждый из 16-ти типов может находится на одной из этих ступеней, причем в зависимости от обстоятельств и воли перемещаться на следующую или спускаться на предыдущую. Названия подтипов говорят сами за себя:
* доминантный - захватчик, ведет себя агрессивно, своего рода альфа-поведение
* креативный - созидатель, выдумывает и реализует новое
* нормирующий - придерживается и следит за соблюдением существующих правил
* гармонизирующий - наводит комфорт, приятную атмсоферу, хорошое самочуствие и т.д.

Ольга Тангеманн в своей статье "Критический обзор интервью Виктора Гуленко" http://socionics4you.com/english-critic … interview/ пишет, что такие типы являются равнозначными между собой, а не ступенями. Это отчасти верно. Поведение зависит от ситуации: скажем на охоте нужно проявлять черты доминантного подтипа - охотится, захватывать цель, в исследовательской деятельности и науке нужен креативный подтип, во время улаживания конфликтов нормирующий, а, к примеру, готовясь ко сну человек должен демонстрировать черты поведения гармонизирующего подтипа (успокоится, подобрать комфортную одежду).

Но важно другое. И Гуленко и Тангеманн называют все эти подтипы разновидностями 16-ти типов Юнга, при этом оба соглашаются, что каждый из 16-ти типов может находится на одном из DCNH подтипов меняя его со временем. Но никакие из описанных черт поведения DCNH подтипов никак не выводятся из 16-ти типов. То есть DCNH не имеют отношения к когнитивным функциям, в том смысле, что подтип не зависит от базового типа. Другими словами DCNH подтипы независимы от 16-типов на 4-ех дихотомиях расписаных Юнгом в "Психлологических типах". Примерно так же как в транзакционном психоанализе Берна поведение человека делят на родителя, взрослого и ребенка, так же и Гуленко выделяет доминантный, креативный, нормирующий и гармонизирующий подтипы, но классификация Берна имеет точно такое же отношение к класификации Юнга, как и класификация родитель-взрослый-ребенок Берна к 16-ти типам. То есть никакое. Это элементы развития и социальные нормы поведения, ожидаемы в той или иной ситуации и обществе. С когнитивными функциями подтипы Гуленко никак не коррелируют, так как рассматривают поведение человека с совершенно разных позиций - словно с друого масштаба. Скажем, с высоты птичьего полета можно увидеть рисунок образованный ланшфатом местности, но исселедовать с такой высоты структуру листка на дереве находящемся на этой местности не получится, так как масштаб приближение этого не позволяет и подогнан под другую задачу. Здесь то же самое.

Вывод: подтипы Гуленко не имеют отношения к психотипам Юнга. И, не являясь их расширением, выступают кардинально другой типологией поведения личности в обществе. Это разные характеристики — как яркость и контрастность.