Карл Густав Юнг писал о своей типологии как о компасе, позволяющем ему ориентироваться в пространстве психического. Этим инструментом в своей работе начали пользоваться его последователи – юнгианские аналитики.
Инструмент в руках практика со временем совершенствуется, приобретает индивидуальные черты. Примером таких усовершенствований служат модель «А» А. Аугустинавичюте  и менее известная в России модель Д. Биби, с которой мне хотелось бы познакомить социоников. Авторами обеих «новых» типологических моделей являются интуитивные экстраверты  (ИЛЭ (дон Кихот) в соционической типологии, ENTP в типологии Майерс-Бриггс).  Оба от четырехфункцональной модели Юнга пришли к восьмифункциональным моделям человеческой психики, которые мне хотелось бы сравнить между собой.
Модель «А»
В России широкую известность приобрела модель информационного метаболизма психики Аушры Аугустинавичюте, или модель «А».  Соционика в силу большей простоты и механистичности по сравнению с  тем, что предложил нам Юнг, в короткие сроки получила широкое применение в самых разных сферах человеческой деятельности, от бизнеса до семейных взаимоотношений. 
Модель «А»  имеет 8 функций: 1, 2, 3, и 4 функции относятся к ментальному кольцу, 5, 6, 7, и 8 – к витальному. Функции сгруппированы в пары  и образуют 4 блока. Так,  1 и 2 функции входят в блок Эго, 3 и 4 – в блок Суперэго, 5 и 6 образуют блок Суперид, 7 и 8 – блок Ид:

ЭГО
1- ведущая
2 - творческая
Ментал
Суперэго
4 - болевая
3 - ролевая

Суперид
6 - референтная
5 - суггестивная
Витал
ИД
7 - программная
8 – автоматическая


Думаю, что здесь нет необходимости подробно описывать саму модель и ее работу, поскольку все и так с ней знакомы.
Модель Д. Биби
Модель Джона Биби  - это расширенная модель Юнга, в которой первая функция является наиболее дифференцированной, вторая  и третья – менее дифференцированными (их можно сравнить с правой и левой рукой), четвертая, или подчиненная, функция не принадлежит сознанию и является по выражению Марии-Луизы фон Франц «полуприкрытой дверью» в бессознательное.
Джон Биби, опираясь на высказывание К.Г. Юнга о том, что сложнее всего нам понять человека с такой же ведущей функцией, но  противоположной  установки (под установкой понимается экстраверсия или интроверсия), предположил, что  речь может идти не о другом человеке, а о некоем «не-Я», которое в качестве теневого содержания тем не менее присутствует в психике каждого.  Графически это можно представить так:

1
Герой/
Героиня



5
Противо-положная
Личность

2
Мать/
Отец

3
Пуэр/
Пуэлла

6
Ведьма/
Сенекс

7
Трикстер

4
Анима/
Анимус



8
Демоническая
Личность


Каждая функция модели по мнению Д. Биби несет в том числе архетипическую  нагрузку. Архетипы распределены по модели следующим образом:
1 – Герой/Героиня
2 – Мать/Отец
3 – Пуэр (Вечный Юноша)/Пуэлла (Вечная Девушка)
4 – Анима/Анимус
5 – Противоположная Личность (Opposing Presonality)
6 – Ведьма/Сенекс (Мудрый Старец)
7 – Трикстер
8 – Демоническая Личность (Demonic Personality)
В этой определенности кроется большой соблазн: Мария-Луиза фон Франц в своих лекциях по типологии Юнга говорит о том, что через подчиненную функцию может проявить себя любое архетипическое содержание и не привязывает архетипы к функциям модели. Но не лучше ли спросить об этом самого автора типологии, тем более что такой шикарный случай представится уже этим летом. А пока что не стану отклоняться от заявленной темы.
«Следует привести некоторые черты этой модели.
1. Модель утверждает, вместе с Юнгом и последующими юнгианцами, что если высшая функция иррациональна, то вспомогательная будет рациональной, и наоборот.
2. Модель согласуется с позицией Майерс и сторонниками MBTI, что если высшая функция интровертна, то вспомогательная будет экстравертна, и наоборот.
3. Модель определяет установку третичной функции как противоположную установке вспомогательной функции, так же, как установка низшей функции противоположна установке высшей функции.
4. Следуя юнгианской традиции, модель утверждает, что если высшая функция рациональна, то и низшая рациональна; если высшая иррациональна, то и низшая тоже иррациональна.
5. Рациональность /иррациональность третичной функции соответствует рациональности /иррациональности  вспомогательной функции
6. Модель, следовательно, определяет две оси сознания, одну – между высшей и низшей функцией (позвоночник), а другую – между вспомогательной и третичной функцией (руки). Если «позвоночник» рационален, то «руки» будут иррациональны, и наоборот.»
(цит. по статье Д. Биби «Понимание сознания через теорию психологических типов» (пер. Е. Васильевой), источник: http//maap.ru)

От описания моделей перейдем к рассмотрению сходства и различия.
1. Первая (дифференцированная) и вторая (вспомогательная) функции в модели Д. Биби и в модели «А» совпадают.
2. Подчиненная (четвертая) функция в модели Д. Биби соответствует пятой функции модели «А».
На этом сходство моделей заканчивается.
О третьей функции ( в модели «А» - четвертая функция) Юнг дает крайне мало информации, что открывает простор для самостоятельного исследования.  Д. Биби отводит этой функции роль «Вечного Юноши/Вечной Девушки», указывая  на ее слабую связь с сознанием, оторванность от реальности и некоторую инфантильность. В работах о сопоставлении модели Юнга и модели «А» указывается, что третья функция первой модели соответствует четвертой функции второй. И здесь мы наблюдаем несовпадение: в модели «А» четвертая функция имеет ту же установку, что и пятая.
Попытаемся графически представить, как модель Д. Биби накладывается на модель «А» на примере Этического интроверта с вспомогательной интуицией (ЭИИ, Достоевский):
1 «А» - ведущая: этика отношений (интр. Чувство)
1 (Биби) – ведущая: интровертное чувство (Герой/Героиня)
5 (Биби) – экстравертное чувство (Противоположная личность)
2 «А» - творческая: интуиция возможностей (экстр. Интуиция)
2 (Биби) – вспомогательная: экстравертная интуиция (Мать/Отец)
6 (Биби) – интровертная интуиция (Ведьма/Сенекс)
4 «А» - болевая: волевая сенсорика (экстрав. Ощущение)
3 (Биби) – третичная: интровертное ощущение (Пуэр/Пуэлла)
7 (Биби) – экстравертное ощущение (Трикстер)
3 «А» - ролевая: системная логика (интр. Мышление)

6 «А» - референтная: сенсорика ощущений (интр. Ощущение)
5 «А» - суггестивная: деловая логика (экстрав. Мышление)
4 (Биби) – подчиненная: экстравертное мышление (Анима/Анимус)
8 (Биби) – интровертное мышление (Демоническая личность)
7 «А» - этика эмоций (экстрав. Чувство)
8 – интуиция времени (интр. Интуиция)


Сравнивая текстовые, а не функциональные описания одного и того же типа по модели «А» и у Марии-Луизы фон Франц обнаружила интересные несовпадения, которые в общем то склонили меня принять сторону юнгианских аналитиков, так как их описание оказалось ближе к моей картине мира. 
Подробнее о типологической модели Джона Биби можно почитать здесь: http://maap.ru/library/book/283/

2 Отредактировано Яло (10.05.2013 07:59:16)

Ссылку не видно  default/sad


Ага, нашла: http://maap.ru/library/book/283/   default/smile

3

Спасибо, у меня не получилось, видимо, ссылку вставить. Джон Биби приезжает на конференцию в Москву 14-16 апреля, можно будет послушать его лично: будет организована онлайн трансляция. Я последнее время думаю, что неправильно сравнила модели - что-то все равно "не пляшет". Восьмая функция модели А - это "отражение" второй, творческой. А у Биби получается, что восьмая по "силе" - как первая.

4

Мне по ссылке тоже далеко не все понятно. Пыталась найти другие его публикации  и как-то .....  Будут ссылки?

5

Чиффа пишет:

Я последнее время думаю, что неправильно сравнила модели - что-то все равно "не пляшет". Восьмая функция модели А - это "отражение" второй, творческой. А у Биби получается, что восьмая по "силе" - как первая.

А возможно это как-то графически изобразить?

6 Отредактировано Чиффа (12.05.2013 16:02:28)

Коллеги-аналитические психологи переводят понемногу к конференции. Есть три его статьи (вчера выложили еще две), на том же сайте, что и первая:
http://maap.ru/library/book/283/ - "Понимание сознания через теорию психологических типов"
http://maap.ru/library/book/284/ - "Психологические типы Фрейда и Юнга"
http://maap.ru/library/book/286 - "Психологические типы".
Я свое сравнение пыталась делать по первой из указанных статей.
К сожалению, картинки - это не моё. Мне сложно графически представить информацию.

7

Чиффа пишет:

Коллеги-аналитические психологи переводят понемногу к конференции. Есть три его статьи (вчера выложили еще две), на том же сайте, что и первая:
http://maap.ru/library/book/283/ - "Понимание сознания через теорию психологических типов"
http://maap.ru/library/book/284/ - "Психологические типы Фрейда и Юнга"
http://maap.ru/library/book/286 - "Психологические типы".
Я свое сравнение пыталась делать по первой из указанных статей.
К сожалению, картинки - это не моё. Мне сложно графически представить информацию.

По Вашим описаниям я попробовала нарисовать...

http://fotohost.kz/images/2013/05/12/qFXE.jpg

Вот только к чему это? Чем лучше новая типология?

Что Вас привлекло?

8

*опа-то какааяяя..... Названия поменял и ОК, пошел чизбургер-гамбургер дальше жевать Д. Биби.

9

Не могу согласиться с таким изображением. Джон Биби опирается на модель Юнга, а не на модель Аугустинавичюте. Еще раз:
1 функция модели А = 1-ой функции модели Биби (пусть для краткости будет модель Б)
2 функция модели А = 2-ой функции модели Б
4 функция модели А = 3-ей функции модели Б
5 функция модели А = 4-ой функции модели Б.
И еще у Биби 3-яя функция имеет другую вертность, чем функция модели А.
Если попытаться нарисовать модели Биби в "окошечках" модели А, то на примере ЭИИ это выглядело бы так:
1- интравертная этика
2- экстарвертная интуиция
3  - пустое окошко
4 - интровертная сенсорика (вы нарисовали экстравертную, как в модели А)
5 - экстравертная логика
6 - пустое окошко
7 - пустое окошко
8 - пустое окошко
Как разместить по модели А еще четыре функции, которые Биби назвал теневыми, я не знаю.  По началу мне казалось, что можно поместить на 8-ую позицию этику эмоций, на 7-ую - интуицию времени/ситуации, на 6-ую - сенсорику ощущений и на 3-юю - системную логику.  Но сейчас меня взяли сомнения. С этой точки зрения мы видим, как интраверсия становится доминирующим механизмом, тогда как в модели А это неочевидно.  В ментальном кольце мы видим 3 интровертные и 1 экстравертную функции, в витальном - три экстравертные и одну интровертную.  НО:  по функционалу, которые вкладывает Биби, эти позиции модели А не подходят для теневой личности.
Давайте будем отталкиваться от "сильной" функции - интровертная этика. Во всех соционических описаниях я читала о том, что Достоевский - это хороший психолог, понимает отношения между людьми, стремится помочь им. И всегда думала о том, что это неправда, потому что я хорошо чувствую отношение к СЕБЕ ЛИЧНО, а как там у других людей между собой - не мои проблемы. пока меня не просят с этим разобраться. И разбираюсь я исключительно путем постановки себя на место одного и другого участника отношений: так я проясняю их позиции по отношению друг у другу и могу им это объяснить.  И мне искренне непонятен альтруизм экстравертов-этиков: вот кому не все равно, как складываются отношения между другими людьми, даже если это его не касается.  Этика эмоций - моя противоположность,  я не умею выражать эмоции и показывать другим людям, что они мне нужны. Зато я очень хорошо чувствую, кому я нужна, а кому - нет. Поэтому Достоевские выглядят такими холодными. Мои эмоции берут меня в плен: когда они владеют мной, я не владею собой. Это к вопросу о том, почему эта модель нравится больше: модель Аушры Аугустинавичюте какая-то механистичная на мой взгляд.

10

Чиффа пишет:

Не могу согласиться с таким изображением. Джон Биби опирается на модель Юнга, а не на модель Аугустинавичюте.

Ну да, хрень какая-то получилась.  default/smile

Если по Юнгу, то я рисовала в сравнении с "А"  вот такое вот http://yadi.sk/d/gGd00a0S38AIt.
Там есть пара-тройка существенных ошибок, но перерисовывать мне неохота.

11

Чиффа пишет:

Давайте будем отталкиваться от "сильной" функции - интровертная этика. Во всех соционических описаниях я читала о том, что Достоевский - это хороший психолог, понимает отношения между людьми, стремится помочь им. И всегда думала о том, что это неправда, потому что я хорошо чувствую отношение к СЕБЕ ЛИЧНО, а как там у других людей между собой - не мои проблемы. пока меня не просят с этим разобраться. И разбираюсь я исключительно путем постановки себя на место одного и другого участника отношений: так я проясняю их позиции по отношению друг у другу и могу им это объяснить.  И мне искренне непонятен альтруизм экстравертов-этиков: вот кому не все равно, как складываются отношения между другими людьми, даже если это его не касается.  Этика эмоций - моя противоположность,  я не умею выражать эмоции и показывать другим людям, что они мне нужны. Зато я очень хорошо чувствую, кому я нужна, а кому - нет. Поэтому Достоевские выглядят такими холодными. Мои эмоции берут меня в плен: когда они владеют мной, я не владею собой. Это к вопросу о том, почему эта модель нравится больше: модель Аушры Аугустинавичюте какая-то механистичная на мой взгляд.

А у Вас не возникало сомнений в правильности определенного ТИМа?

12 Отредактировано Чиффа (14.05.2013 17:36:47)

Яло, когда я начала изучать соционику, мне было 16 лет и типировал меня Владимир Давыдович Ермак. Он приезжал к нам в город в течение 6 лет - читал лекции. Тогда он определил меня как дона Кихота (ИЛЭ). Позже, когда на базе университета сформировался клуб из учеников Ермака, меня "перетипировали" как Гексли, и я в общем-то какое-то время считала это типирование более верным.  Но еще позже, когда я наконец-то получила классическое психологическое образование, и  когда два года была в личном анализе у юнгианского аналитика, до меня дошло, что мой настоящий тип - тот, который на соционическом языке называется Достоевский. Я - чувствующий интроверт. Также считает и мой аналитик. Интуиция - моя вспомогательная, но отнюдь не ведущая. Мне нужно время, чтобы сформулировать, как это работает - точнее, как это переживается изнутри.
Сейчас с удивлением наблюдаю за явлением, хорошо описаным  Марией-Лиузой фон Франц в сборнике лекций (на русском он вышел под названием "Подчиненная функция"), когда вся модель как бы "приопускается": при желании можно "дотянуться" до любой своей функции и использовать ее по назначению. Например, всегда были проблемы с пониманием телесных сигналов - теперь же я стала больше к ним прислушиваться. Логика вот никак не дается  default/smile
PS. Сейчас мне 34 года.

13

Чиффа пишет:

Сейчас с удивлением наблюдаю за явлением, хорошо описаным  Марией-Лиузой фон Франц в сборнике лекций (на русском он вышел под названием "Подчиненная функция"), когда вся модель как бы "приопускается": при желании можно "дотянуться" до любой своей функции и использовать ее по назначению. Например, всегда были проблемы с пониманием телесных сигналов - теперь же я стала больше к ним прислушиваться. Логика вот никак не дается 

Можно цитату?
Источник, я полагаю,  примерно этот  http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=90416  ?


Если не трудно.
Спасибо.  default/smile

14

Да, это они. Лекции по типологии Юнга. Я читаю с Юнгленда, jungland.ru Там хорошая библиотека.

15

шиза косит ряды постсоциоников.

16

Гексли-Гамлет пишет:

шиза косит ряды постсоциоников.

Повторяешься.

17

Яло пишет:
Гексли-Гамлет пишет:

шиза косит ряды постсоциоников.

Повторяешься.

В данном случае это логично.

18

Яло, благодарю за то, что прочитали статью и за ценное обсуждение. Далее Вам можно не читать, я тут собираюсь мозги повыносить слегка, пока что на низкочастотных волнах.

Гексли-Гамлет, обесценивание чужого - это всем хорошо известный и всесторонее исследованный признак отсутствия собственных ценностей.  Ну так пусть хотя бы в интернетиках прислушаются к вашему поистине бесценному мнению,  которое, подозреваю,  в примитивной и скучной повседневной  реальности давно уже никому на фиг не упало.  Это же, как вы изволите выражаться, логично, ась? За термин "постсоционики" отдельный поклон вам, низкий, до пейджера. Это вы кого так окрестили? Джона Биби? Дык, pardonnez-moi, не распрекрасные ли соционики потырили переведенный  Юлией Борисовной тестеГ  и переименовали результаты оного  согласно своим взглядам постъядерного поколения Next?

19

Яло, если хотите, выложу в этой теме ссылку на трансляцию первой лекции - это бесплатно, с 10.15 до 11.15 по Москве в пятницу, 14-го июня?

20

Чиффа пишет:

Яло, если хотите, выложу в этой теме ссылку на трансляцию первой лекции - это бесплатно, с 10.15 до 11.15 по Москве в пятницу, 14-го июня?

Не обязательно, но спасибо. Я все равно скорее всего смотреть не стану.
default/smile По времени не получается.