Карл Густав Юнг писал о своей типологии как о компасе, позволяющем ему ориентироваться в пространстве психического. Этим инструментом в своей работе начали пользоваться его последователи – юнгианские аналитики.
Инструмент в руках практика со временем совершенствуется, приобретает индивидуальные черты. Примером таких усовершенствований служат модель «А» А. Аугустинавичюте и менее известная в России модель Д. Биби, с которой мне хотелось бы познакомить социоников. Авторами обеих «новых» типологических моделей являются интуитивные экстраверты (ИЛЭ (дон Кихот) в соционической типологии, ENTP в типологии Майерс-Бриггс). Оба от четырехфункцональной модели Юнга пришли к восьмифункциональным моделям человеческой психики, которые мне хотелось бы сравнить между собой.
Модель «А»
В России широкую известность приобрела модель информационного метаболизма психики Аушры Аугустинавичюте, или модель «А». Соционика в силу большей простоты и механистичности по сравнению с тем, что предложил нам Юнг, в короткие сроки получила широкое применение в самых разных сферах человеческой деятельности, от бизнеса до семейных взаимоотношений.
Модель «А» имеет 8 функций: 1, 2, 3, и 4 функции относятся к ментальному кольцу, 5, 6, 7, и 8 – к витальному. Функции сгруппированы в пары и образуют 4 блока. Так, 1 и 2 функции входят в блок Эго, 3 и 4 – в блок Суперэго, 5 и 6 образуют блок Суперид, 7 и 8 – блок Ид:
ЭГО
1- ведущая
2 - творческая
Ментал
Суперэго
4 - болевая
3 - ролевая
Суперид
6 - референтная
5 - суггестивная
Витал
ИД
7 - программная
8 – автоматическая
Думаю, что здесь нет необходимости подробно описывать саму модель и ее работу, поскольку все и так с ней знакомы.
Модель Д. Биби
Модель Джона Биби - это расширенная модель Юнга, в которой первая функция является наиболее дифференцированной, вторая и третья – менее дифференцированными (их можно сравнить с правой и левой рукой), четвертая, или подчиненная, функция не принадлежит сознанию и является по выражению Марии-Луизы фон Франц «полуприкрытой дверью» в бессознательное.
Джон Биби, опираясь на высказывание К.Г. Юнга о том, что сложнее всего нам понять человека с такой же ведущей функцией, но противоположной установки (под установкой понимается экстраверсия или интроверсия), предположил, что речь может идти не о другом человеке, а о некоем «не-Я», которое в качестве теневого содержания тем не менее присутствует в психике каждого. Графически это можно представить так:
1
Герой/
Героиня
5
Противо-положная
Личность
2
Мать/
Отец
3
Пуэр/
Пуэлла
6
Ведьма/
Сенекс
7
Трикстер
4
Анима/
Анимус
8
Демоническая
Личность
Каждая функция модели по мнению Д. Биби несет в том числе архетипическую нагрузку. Архетипы распределены по модели следующим образом:
1 – Герой/Героиня
2 – Мать/Отец
3 – Пуэр (Вечный Юноша)/Пуэлла (Вечная Девушка)
4 – Анима/Анимус
5 – Противоположная Личность (Opposing Presonality)
6 – Ведьма/Сенекс (Мудрый Старец)
7 – Трикстер
8 – Демоническая Личность (Demonic Personality)
В этой определенности кроется большой соблазн: Мария-Луиза фон Франц в своих лекциях по типологии Юнга говорит о том, что через подчиненную функцию может проявить себя любое архетипическое содержание и не привязывает архетипы к функциям модели. Но не лучше ли спросить об этом самого автора типологии, тем более что такой шикарный случай представится уже этим летом. А пока что не стану отклоняться от заявленной темы.
«Следует привести некоторые черты этой модели.
1. Модель утверждает, вместе с Юнгом и последующими юнгианцами, что если высшая функция иррациональна, то вспомогательная будет рациональной, и наоборот.
2. Модель согласуется с позицией Майерс и сторонниками MBTI, что если высшая функция интровертна, то вспомогательная будет экстравертна, и наоборот.
3. Модель определяет установку третичной функции как противоположную установке вспомогательной функции, так же, как установка низшей функции противоположна установке высшей функции.
4. Следуя юнгианской традиции, модель утверждает, что если высшая функция рациональна, то и низшая рациональна; если высшая иррациональна, то и низшая тоже иррациональна.
5. Рациональность /иррациональность третичной функции соответствует рациональности /иррациональности вспомогательной функции
6. Модель, следовательно, определяет две оси сознания, одну – между высшей и низшей функцией (позвоночник), а другую – между вспомогательной и третичной функцией (руки). Если «позвоночник» рационален, то «руки» будут иррациональны, и наоборот.»
(цит. по статье Д. Биби «Понимание сознания через теорию психологических типов» (пер. Е. Васильевой), источник: http//maap.ru)
От описания моделей перейдем к рассмотрению сходства и различия.
1. Первая (дифференцированная) и вторая (вспомогательная) функции в модели Д. Биби и в модели «А» совпадают.
2. Подчиненная (четвертая) функция в модели Д. Биби соответствует пятой функции модели «А».
На этом сходство моделей заканчивается.
О третьей функции ( в модели «А» - четвертая функция) Юнг дает крайне мало информации, что открывает простор для самостоятельного исследования. Д. Биби отводит этой функции роль «Вечного Юноши/Вечной Девушки», указывая на ее слабую связь с сознанием, оторванность от реальности и некоторую инфантильность. В работах о сопоставлении модели Юнга и модели «А» указывается, что третья функция первой модели соответствует четвертой функции второй. И здесь мы наблюдаем несовпадение: в модели «А» четвертая функция имеет ту же установку, что и пятая.
Попытаемся графически представить, как модель Д. Биби накладывается на модель «А» на примере Этического интроверта с вспомогательной интуицией (ЭИИ, Достоевский):
1 «А» - ведущая: этика отношений (интр. Чувство)
1 (Биби) – ведущая: интровертное чувство (Герой/Героиня)
5 (Биби) – экстравертное чувство (Противоположная личность)
2 «А» - творческая: интуиция возможностей (экстр. Интуиция)
2 (Биби) – вспомогательная: экстравертная интуиция (Мать/Отец)
6 (Биби) – интровертная интуиция (Ведьма/Сенекс)
4 «А» - болевая: волевая сенсорика (экстрав. Ощущение)
3 (Биби) – третичная: интровертное ощущение (Пуэр/Пуэлла)
7 (Биби) – экстравертное ощущение (Трикстер)
3 «А» - ролевая: системная логика (интр. Мышление)
6 «А» - референтная: сенсорика ощущений (интр. Ощущение)
5 «А» - суггестивная: деловая логика (экстрав. Мышление)
4 (Биби) – подчиненная: экстравертное мышление (Анима/Анимус)
8 (Биби) – интровертное мышление (Демоническая личность)
7 «А» - этика эмоций (экстрав. Чувство)
8 – интуиция времени (интр. Интуиция)
Сравнивая текстовые, а не функциональные описания одного и того же типа по модели «А» и у Марии-Луизы фон Франц обнаружила интересные несовпадения, которые в общем то склонили меня принять сторону юнгианских аналитиков, так как их описание оказалось ближе к моей картине мира.
Подробнее о типологической модели Джона Биби можно почитать здесь: http://maap.ru/library/book/283/