В мадридском музее "Prado" уже давно выставлена копия легендарной картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза" и о ее художественной ценности почти ничего не было известно. Считалось, что полотно - всего лишь одно из десятков копий, написанных через много лет после смерти да Винчи. Тем более, что на картине из музея "Prado" отсутствовал живописный пейзаж, на фоне которого предстает Джоконда на оригинальном полотне Леонардо, находящемся в Лувре. На его месте был просто темный фон:
И вот, во время реставрационных работ было обнаружено, что под слоем черной краски и потемневшего лака находится пейзаж, который в точности повторяет задний план оригинальной картины. Более того, при тщательном исследовании реставраторы установили, что художник, писавший копию, делал такие же исправления, как и сам Леонардо да Винчи на оригинале. Это, считают исследователи, дает право говорить о том, что копия писалась в одно время с оригиналом, а возможно даже в одном помещении. Специалисты предполагают, что копия из Мадрида была сделана Франческо Мелци (Francesco Melzi) - талантливым учеником Леонардо да Винчи.
Открытие испанских реставраторов дает шанс исследователям лучше узнать оригинальную "Мону Лизу", так как копия находится в значительно лучшем состоянии, чем оригинал. Так, на испанской копии отчетливее видны многие детали, которых на полотне Леонардо уже не рассмотреть.
Отреставрированная и лучше сохранившаяся, чем оригинал Да Винчи, копия Моны Лизы кисти Франческо Мелци:
Сравнение оригинала и копии (справа):