О соционике
Целью любой соционической деятельности является воссоздание объекта таким образом, чтобы в подобной реконструкции обнаружились правила функционирования этого объекта. Таким образом, модель - это, в сущности, отображение предмета, но отображение направленное, заинтересованное, поскольку модель предмета выявляет нечто такое, что оставалось невидимым, в самом моделируемом предмете. Человек берет действительность, расчленяет ее, а затем воссоединяет расчлененное. На первый взгляд, это кажется пустяком (отчего кое-кто и считает соционическую деятельность незначительной, неинтересной, бесполезной и т. п.). Однако с иной точки зрения оказывается, что этот пустяк имеет решающее значение, ибо в промежутке между этими двумя объектами, или двумя фазами соционической деятельности, рождается нечто новое, и это новое есть не что иное, соционика в целом. Соционическая модель - это интеллект, приплюсованный к предмету, и такой добавок имеет антропологическую значимость в том смысле, что он оказывается самим человеком, его историей, его ситуацией, его свободой и даже тем сопротивлением, которое природа оказывает его разуму.
Мы видим, таким образом, почему следует говорить о соционике как деятельности: созидание или отражение не являются здесь неким первородным отпечатком мира, а самым настоящим строительством такого мира, который походит на первичный, но не копирует его, а делает соционическим. Вот почему можно утверждать, что соционика по самой своей сути является моделирующей деятельностью, и именно в данном отношении, , нет никакой технической разницы между соционикой, с одной стороны, и литературой, а также вообще искусством - с другой: оба имеют отношение к свободному подражанию художника жизни в её способности производить цельные, внутренне устроенные предметы. Эта способность связана с переживанием эстетического удовольствия, основанного не на аналогии между субстанциями, а на аналогии между функциями, которую исследователи мифов называют гомологией, то есть идентичностью структур у двух или более моделей…