LiveEvil пишет:росийская империя аналогично никого и ничего не спонсировала никогда.
Российская империя по своей модели колонизации была чем-то промежуточным между СССР и европейскими государствами. Соседним народам предлагался договор - политическая лояльность в обмен на военную защиту. То есть взаимодействие шло по военно-политической, а не по экономической линии. Потому что РИ не особо интересовали ресурсы, своих дофига было, а вот вопросы военной безопасности интересовали очень даже.
Из-за этого, например, РИ не особо лезла во внутренние дела провинций, позволяла местной элите сохранить власть и ресурсы, и даже включала ее в общеимперскую элиту на равных правах. То есть провинции рассматривались как лежачий полицейский - если враги пойдут войной, то сначала они увязнут в провинции, и тем самым дадут время на мобилизацию армии.
С этой же целью еще при СССР не стали включать Монголию в состав СССР, оставили "фрилансером" на случай войны с Китаем. Аналогичная функция была и у Северной Кореи - любой, кто захотел бы всерьез повоевать с СССР на Дальнем Востоке, был бы вынужден сначала как-то решить проблему СК. Так же и с Кубой - военный конфликт США с СССР на первом этапе неизбежно должен был бы включать в себя захват Кубы. А это время, деньги, потери. Так же и с Сирией-Ираном, они были опорой СССР на Ближнем Востоке. На ту же роль рассматривался и Афганистан, но там не срослось, и пришлось уже самим воевать. То есть имел место провал дипломатии.
Во всех этих случаях СССР финансировал указанные государства, а не вытягивал из них ресурсы.
Путин сейчас действует по той же схеме, у него этим самым "лежачим полицейским" является Сирия и Донбасс. Об этом даже открытым языком говорится - "воюем с бармалеями в Сирии, чтобы потом не пришлось воевать с ними в России". Приднестровье и Абхазия/СО выполняют ту же функцию, пусть и в латентном режиме. И опять же, во всех этих случаях ресурсный обмен с Россией идет в пользу этих территорий, то есть Россия тратит на них больше, чем получает взамен.
Ты пойми, что мир устроен довольно разумно, и если некое социальное явление регулярно происходит в разных обстоятельствах, значит в нем есть какой-то глубокий смысл. Если российская внешняя политика при 3-х совершенно разных политических и экономических режимах (РИ, СССР, РФ) выглядела примерно одинаково, значит, таковы объективные потребности. Политика - искусство возможного.