Давно уже слышал по эту тему в разных перепевках.
Первоисточник - варны в индуизме ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 … 0%BD%D1%8B )
Перепевка №1 - история начальника медицинской службы Вермахта Карла Цейса в пересказе от Футюха
https://aftershock-2.livejournal.com/41207.html
https://aftershock-2.livejournal.com/41217.html
https://aftershock-2.livejournal.com/41706.html
Здесь он попытался связать эту теорию с соционикой, но скорее ассоциативно.
Перепевка №2 - рассуждения об истории и геополитике от chipstone
https://chipstone.livejournal.com/1291774.html (Очередная Зима человечества)
https://chipstone.livejournal.com/1134210.html (Динамика трансцендентного развития индивидов как фактор социогенеза)
и там еще много на схожие темы было
На днях пообщался с товарищем, который плотно курит эту траву, и в ходе дискуссий вырисовалась еще одна перепевка. А именно - попробовать натянуть на эту типологию ПЙ-конструкцию из 4-х аспектов, поменяв при этом сами аспекты. То есть выкидываем из ПЙ понятия Физики-Логики-Эмоции-Воли и заливаем другие 4 аспекта, а в остальном то же самое. Так уже было сделано в Новом Слове, принцип тот же самый, только тут более серьезно.
Итак, какие есть 4 варны:
1) Кшатрии - воины, управленцы
2) Вашью - торговцы, посредники
3) Шудры - крестьяне, ремесленники
4) Брахманы - жрецы, учителя, ученые
Обычно при рассмотрении классификация подобного типа (см.ссылки выше) мысль автора не идет далее выделения одной ведущей варны. Иногда (редко) мысль автора выделяет еще одну вспомогательную варну. Причем если с первой варной логика еще более-менее понятна и соответствует общей задумке, то со второй варной уже кто в лес кто по дрова.
Отсюда вытекает логичная мысль - выделить все 4 варны и расставить их в порядке приоритетности, как собственно и сделано в ПЙ. Ну там сильная-важная 1-я, сильная-неважная 2-я, слабая-важная 3-я, слабая-неважная 4-я.
На этом месте сразу следует оговориться, что, несмотря на некое сходство варн с ПЙ-аспектами, они не являются аналогами друг друга, хотя и коррелируют друг с другом. Как собственно и в случае с корреляцией ПЙ и соционики - статистическая связь есть, прямой связи нет.
Еще важный момент - по ссылкам выше авторы постоянно пытаются выстроить из этих варн иерархию, мол варны неравноценны, какие-то главнее других. Причем в вопросе "кто главнее для социума" авторы расходятся (каждый кулик свое болото хвалит). Но поскольку в ПЙ иерархии между аспектами нет, все они равноценны, то логично и с варнами сделать так же. Да и жизнь показывает, что главность варн для социума на практике подтверждается хреновенько, в зависимости от ситуации наверх может вылезти любая варна.
Теперь чуть подробнее о варнах:
1. Кшатрии.
Воины, управленцы, и вообще любители понавязывать другим чью-то волю (чаще всего свою). А поскольку "кто к нам с Волей придет, тот по Физике получит", то для кшартрия залогом успешной деятельности является постоянная готовность подраться (и в прямом и в переносном смысле), и спокойное отношение к перспективе получить за это по лицу.
Например, для тюремных воров в законе ранее обязательным условием получения своего статуса был проход через карцер и избиения/пытки со стороны тюремщиков (не знаю как сейчас). Обряды посвящения в воины у разных народов также как правило сопровождались испытыванием сильных болевых ощущений.
Управленцы здесь идут скорее прицепом, так как теоретически управлять может и не-кшатрий, но для этого нужен набор определенных социальных условий, и всё равно этому управленцу придется осваивать навыки кшатрия. Поэтому процент кшатриев среди управленцев довольно высокий, пусть и слегка отличающийся в разных обществах.
Еще отличительная черта кшатриев - развитое чувство достоинства, стремление в любой ситуации сохранить лицо, даже если для этого придется пойти на определенные жертвы.
2) Вашью.
Торговцы в прямом и в переносном смысле. Операторы интересов, рассматривают общество как совокупность личных интересов людей и самореализуются путем взаимного удовлетворения этих интересов, как со своим участием (торговец), так и без оного (посредник). Дипломаты, переговорщики - всё сюда же.
В организационной деятельности являются не источником воли (как кшатрии), а скорее координаторами, выполняют логистическую функцию, выстраивая связи между интересами разных членов коллектива.
3) Шудры.
Крестьяне, ремесленники, рабочие, ремонтники, то есть в целом - мастера работать руками. Создают материальный продукт высокого уровня из продуктов более низкого уровня. В современном мире понятие "материальный продукт" стало несколько более широким, чем в Древней Индии, сейчас к нему могут относиться и не слишком материальные вещи, поэтому смотреть нужно даже не на сам продукт, а на отношение к нему его создателя. Чем оно более похоже на отношение "какой я годный сарай построил", тем выше вероятность, что работает варна шудры.
4) Брахманы.
Жрецы, учителя, ученые, художники, поэты, писатели, музыканты (иногда сюда еще врачей относят). То есть деятели науки и культуры, которые работают с убеждениями людей.
Например, если для вашью убеждения людей это некая константа, которая продуцирует интерес, оператором которого и является вашью, то для брахмана убеждения людей это материал для работы над ними.
Вот как-то так.
Еще важный момент - не стоит автоматически причислять человека к определенной варне (в 1-й позиции) на основании того, чем он занимается. Потому что во-первых, люди иногда самореализуются по нижним варнам, а во-вторых, потому одну и ту же работу можно выполнять с разных варн. Результат соответственно тоже будет разный. Приведенные примеры профессий это скорее наиболее подходящие профессии для носителей соответствующих высоких варн.
Продолжение следует ...