В общем, я осознала весь п-ц ситуации: гр-н Ф. пишет не по-русски, овладеть его опусами под силу не многим смертным, есть описания Спайк, важные для понимания ТУАИ как таковой, но не очень конкретные, и есть "портреты", написанные в порядке стеба. Надеюсь в ближайшее время исправиться и выложить сюда более-менее "рабочие" описания, по которым всяк сможет себя оттипировать по самое не могу.
Пока - о том, что есть уровни служебные и целевые (в первоначальных работах Ф. пользовался термином "целеполагательный", в работе 2006 г. использует "целевой", мне оно нравится больше, ибо меньше букв).
По последнему мнению Ф., у человека может быть любое количество как целевых, так и служебных уровней. Представляется, что целевых в общем случае не может быть много - иначе человек бы погряз в противоречиях. Целевой уровень определяет мировоззрение человека, его цели в этом мире, "миссию", так сказать. Задача, поставленная на целевом уровне, является самоценной (например, для 3 уровня такой самоценной задачей будет красота и достижение совершенства, для 6 уровня - построение непротиворечивой и научно обоснованной картины мира). Скорее всего, общение человек начинает с наиболее подходящего к ситуации целевого уровня.
Вспомогательные уровни - те, которые служат достижению вышеописанных целей. Как правило, они не самоценны для человека; в отношении деятельности или рассуждений, находящихся на вспомогательном уровне абстракции, человек может ответить на вопрос "для чего". "Для чего теорему доказываешь?" "Научную степень хочу получить" - пример целевого уровня 3 и вспомогательного 6.
Итак, приступлю к описанию. При применении их необходимо помнить, что описывается не личность, а только способ оперирования объектами на определенном уровне, а также цели и способы, характерные для данного уровня.
1 уровень. "Один объект".
Предполагает полную сосредоточенность сознания на одном объекте. В качестве примера можно привести наблюдение за неподвижным объектом (художник всматривается в лицо, рисуя портрет), однотипное действие с одинаковыми объектами, в котором не виден результат (работа на конвейере). Полагаю, что данный уровень у большинства современных европейцев в той или иной степени заблокирован и вряд ли полностью проявляется без специальной тренировки. Вспомним, сколько раз в день мы бываем сосредоточены на чем-то одном? Обычно мы делаем несколько дел одновременно, а даже если приходится что-то наблюдать длительное время, мысли немедленно убегают в сторону обдумывания каких-то более интересных проблем... Более того, даже из приведенных примеров можно видеть, что наблюдать уровень 1 в чистом виде, без подключения хотя бы уровня 2 редко бывает возможно: даже для работы на конвейере необходимо координировать работу рук, свое положение в пространстве, т.е. воспринимать более одного объекта. Пример касается только восприятия объекта, находящегося на конвейере.
В качестве "цели" первого уровня можно привести наименование и узнавание свойств объекта:
- Хочу попровобать на вкус это вино (каждый из видов вина в отдельно взятый отрезок времени);
- Хочу просто лежать на диване и смотреть в потолок.
Как средство первый уровень используется достаточно часто при физической работе, в художественном творчестве, в научном эксперименте. Однако есть тенденция к тому, что современные интеллектуалы часто бывают неэффективны в подобной работе в силу описанного выше неумения сосредоточиться.
Итак, если Вы способны сохранять концентрацию на одном объекте, спокойно относитесь к ситуации полного безделья (при этом, замечу, занимаясь созерцанием потолка или еще какого объекта, а не подготовкой к завтрашнему докладу), любите просто и бездумно воспринимать мир таким, какой он есть - первый уровень есть у вас в спектре "любимых".
Как первый уровень взаимодействует с остальными? как упрямый факт, который рушит любую теорию, как желание сделать по-своему на ровном месте, где отбрасываются любые доводы совести, разума и логические построения.
Пятый уровень. Одна карта
Пятый уровень предполагает отрыв от догм, от моральных норм и общественных устоев. Он ставит под сомнение жизнь "по накатанной колее" и провозглашает равенство возможностей для всех. Он видит свой собственный путь в жизни - не так, как жили мама с папой, соседи и общество в целом, а так, как решил он сам. Важно, что на пятом уровне, в отличие от предыдущих четырех, присутствует осознание ответственности за последствия своих действий. Если четвертый уровень вводит правило "Преступать закон нельзя", то рассуждения пятого уровня - "Преступать закон можно, но ты можешь понести наказание". А можешь и не понести. Поэтому 5 уровень можно назвать уровнем осознанного риска. Еще один характерный признак мышления на 5 уровне - быстрое принятие решения в условиях недостатка информации. Когда-то попалась на глаза статья о "короткой воле" некоторых российских политиков и бизнесменов, на мой взгляд, очень емкое определение - мышление 5 уровня предполагает быстрое нахождение эффективного индивидуального решения для некоей проблемы без анализа отдаленных последствий.
Цель 5 уровня - утвердить свою свободу, поступать по своему усмотрению и нести ответственность за свои действия:
"Мне жизненно необходимо принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, я избавляюсь от всего, что меня в этом ограничивает".
Вариант служебного 5 уровня:
"Я уеду в другую страну. Да, я могу там не прижиться, не найти работу. Но я сделаю все, чтобы этого не произошло, и с большой вероятностью достигну своих целей там, чем здесь".
Если вы быстро принимаете решения, склонны брать на себя ответственность, превыше всего цените в себе и в людях самостоятельность, то 5 - ваш уровень.
Шестой уровень. Много карт
На шестом уровне происходит объяснение происходящего и построение непротиворечивых систем, складывающихся в единую картину мира. Важно, что эта картина касается не только сферы деятельности самого человека, его жизни и интересов, а охватывает весь мир, всех людей. Т.е., объяснения можно дать для каждого свои, нарисовать свою индивидуальную карту для каждого человека - именно поэтому уровень назван "много карт". Понятно, что человек не может досконально разобраться во всех имеющихся на сегодняшний день теориях, но по крайней мере, он оперирует общим представлением о том, как устроен мир с научной точки зрения. Подход к решению какой-либо проблемы на шестом уровне - "размышлять, анализировать, строить теорию, объяснять". Мне представляется, что критерий для определения шестого уровня - самостоятельная аргументация утверждений, объяснение фактов.
Цель шестого уровня - дать непротиворечивые объяснения всему происходящему:
- "Почему к одним людям у человека возникает безотчетная симпатия, а к другим - отторжение? Почитаю книгу по психологии";
- "Почему возникло право? Потому что в человеке заложено стремление к справедливости, потому что это механизм поддержания стабильности в социуме".
Шестой уровень как средство: "Для достижения моих целей мне необходимо изучить такую-то теорию; понять, почему происходят такие-то явления".
Если вы стремитесь к построению логически непротиворечивой картины мира, основанной на научных теориях, не допускаете необъясненных (и необъяснимых) явлений, легко находите самостоятельные объяснения таким явлениям и приводите аргументы в их обоснование, то 6 - один из Ваших любимых уровней.
Вот. Мала-мала поработаю и наваяю продолжение. Пока жду комментариев.
Еще выложу сюда анкету. Убедительная просьба заполненные анкеты не выкладывать на форум до того, как у вас сложится определенное мнение о своем типе. Всех типировать я не смогу, однако анкета представляется полезной для самотипирования.
1. Представьте, что Вы получили наследство, или выиграли в лотерею. Теперь Вы избавлены от необходимости зарабатывать на жизнь. Чем Вы будете заниматься? Из каких соображений делаете именно такой выбор?
2. Можете ли Вы настаивать на своем без какой-либо причины? Часто ли так делаете? Можно ли Вас переубедить, отговорить в такой ситуации?
3. Вы – патриот? Если да - в чем это выражается?
4. Ваш лучший друг вступил в спор, переросший в ссору. Вы понимаете, что друг в этой ситуации неправ. Что вы будете делать? Почему именно так?
5. Вы на работе, за целый день ничего не успели съесть. А еще и пришлось задержаться одному из-за срочной работы до позднего вечера, то есть ужин Вам светит глубокой ночью. Вы точно знаете, что у коллеги в столе лежит большая шоколадка. Ваши действия? Что вы при этом чувствуете, что думаете о таком поступке?
6. Что такое «совесть»? Зачем она нужна вообще? Есть ли у вас совесть, а если есть, то для чего она нужна Вам? Можете ли Вы поступить против своей совести, а если да – то в каких случаях?
7. Как Вы относитесь к выражению «Мужчина – голова, женщина – шея, куда шея повернет, туда голова глядеть и будет»? Почему именно так?
8. Будете ли Вы заниматься каким-либо делом, если знаете, что не достигнете в нем значительных успехов по сравнению с окружающими, и даже не выйдете на их уровень? Будете ли стремиться «догнать» их? Почему?
9. Чем религия отличается от веры? Как Вы относитесь к религиозным людям?
10. Вы решили совершить некий поступок, который серьезно изменит Вашу жизнь и сильно отразится на окружающих. Родные и друзья, все как один, очень недовольны и Вас отговаривают. Возможна ли такая ситуация в принципе? Что может повлиять на Ваше решение (т.е., как Вас можно отговорить)?
11. Что Вы вкладываете в понятие «свобода»? Каким человеком Вам важнее быть – свободным или счастливым?
12. Как Вы думаете, большинство Ваших поступков – разумны? Можете ли Вы при необходимости логически обосновать, почему поступили так, а не иначе?
13. Интересуетесь ли Вы теоретическими изысканиями в своей профессиональной области? В близких к ней областях? Наукой вообще?
14. Вы прочитали в газете о недавно сделанном открытии, которое полностью опровергает Ваши знания в данной области. Ваши мысли на этот счет?
15. Что такое «справедливость»? Необходимо ли это понятие, если да, то зачем?
16. Ребенок лет 8 спрашивает у Вас с серьезным видом «Что такое абсолют?» Ваш ответ.
17. Приведите, пожалуйста, два-три ответа на вопросы 9, 11, 15, которые будут противоречить тому, что Вы в них указали. Почему может возникнуть такая точка зрения, которую Вы озвучили в этом вопросе?