перечитываю, и вот, наконец, смогла внятно сформулировать, что же меня в этой книге смущало, приводило в состояние ну, не изумления, но непонимания, это точно. в книге постоянно подчеркивается, что люди (вообще) принимают дьявола и даже больше - мечтают о его милости. взять хотя бы фразу о том, что каждая женщина мечтает о чести провести с ним ночь... радостное приятие Наташей судьбы ведьмы и прочее. И те, кто боится его или не верит в него - как правило, плуты или дрянные люди и их наказывают...вот именно некая трансформация христианского мнения о дьяволе меня в этой книге и приводила в замешательство. то есть, пока мне не встретился ни один положительный персонаж, который бы не считал честью знакомство с ним... вот что...
получается, если ты веришь и покоряешься ему, то тебе помогут, если ты не веришь в него или ну... не считаешь его положительным, то тебя накажут...интересно,
Тьфу на тебя!
Завязку помнишь? 1-ю главу?
Некто вступает в дискуссию с двумя атеистами — М.А. Берлиозом, председателем Массолита и поэтом И.Н. Бездомным. И весьма успешно. Ему удается убедить обоих противников очень хитромудро используя метод reductio ad absurdum (от противного)
Ведь верящий в существование дьявола неизбежно принимает на веру и существование Бога. ибо известно что Тьмы не бывает без Света.
— А дьявола тоже нет? -- вдруг весело осведомился больной у Ивана Николаевича.
— И дьявола...
— Не противоречь! -- одними губами шепнул Берлиоз, обрушиваясь за спину профессора и гримасничая.
— Нету никакого дьявола! -- растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николаевич не то, что нужно, — вот наказание! Перестаньте вы психовать.
Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.
— Ну, уж это положительно интересно, — трясясь от хохота проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! - он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность — раздражился и крикнул сурово: — Так, стало быть, так-таки и нету?
После этого иностранный специалист, как известно, доказал существование дьявола (и одновременно Бога) самым наглядным образом, не прибегая к логичеким выкладкам. Ибо как раз в логическом отрицании существования Бога большевики-берлиозы весьма и весьма поднаторели. Чего стоит короткая вступительная лекция Михаила Александровича прочитанная на Патриаршьих Ивану Бездомному — там тебе и тацитовы анналы, и краткий курс религиоведения…
а сам Булгаков что думал о дьяволе. кто-нибудь что-нибудь где-нибудь читал?
Булгаков в демонологии разумел ничуть не меньше чем в христианстве. Одни только имена персонажей темных сил чего стоят…