21

Проводница пишет:

внутренняя структура подразумевается под "неявным знанием"?

В определенном смысле — да.

Собственно пример со знаком "Робеспьер" и сопоставлением этого знака с контекстом ситуации (Французская революция, Марат) очень быстро складывается общая… широкая общая картина… исследование деталей которой подтверждают это самое "неявное знание"(Марат как врач и криминалист, Робеспьер как юрист, и т.п)

22

Механик пишет:

Собственно пример со знаком "Робеспьер" и сопоставлением этого знака с контекстом ситуации

именно о нем мне и думалось, когда речь шла про внутреннюю структуру

23 Отредактировано Механик (01.08.2007 19:14:57)

Проводница пишет:
Механик пишет:

Собственно пример со знаком "Робеспьер" и сопоставлением этого знака с контекстом ситуации

именно о нем мне и думалось, когда речь шла про внутреннюю структуру

Еще можно припонить как катали вату за Сервантеса (Дон Кихота), Джка Лондона (Смок Белью), сэра Томаса Хаксли (Гексли), Бальзака (булгаковского Пилата)…
В запасе у Механика Гюго (Собоср парижской богоматери и Клод Фролло), Жан Габен (фильмы, аналитический обзор амплуа актера), Гамлет…
Главное — увидеть прототипа в контексте повседневности. Для этого важно увидеть ситуацию под несколько иным углом, взглянуть с необычной точки зрения… И сразу появляется возможность отыкать основополагающие признаки структуры (ТИМ-а, если по-соцьонически)

24

Механик пишет:
Klava пишет:

Но более удачный, чем у других.

Не факт.

Мое личное мнение.

Механик пишет:

И не вызывает к тому же потока ассоциаций с персонажем

А вот это — верно. Лишние ассоциации соционикам совершенно ни к чему. А то вдруг еще станут задумываться, отслеживать ассоциативные цепочки… самостоятельно думать, исследовать. Так чего дорого и соображать научатся самостоятельно…

То есть цепочки ассоциаций, уводящие от цели в какие-то дебри, у тебя признак самостоятельного мышления? Ну-ну...

25 Отредактировано Механик (02.08.2007 08:48:38)

Klava пишет:

То есть цепочки ассоциаций, уводящие от цели в какие-то дебри, у тебя признак самостоятельного мышления?

Если угодно — индексный знак, указывающий на способность к самостоятельному мышлению… обуславливающий озможность оного…

26

Механик пишет:
Klava пишет:

То есть цепочки ассоциаций, уводящие от цели в какие-то дебри, у тебя признак самостоятельного мышления?

Если угодно — индексный знак, указывающий на способность к самостоятельному мышлению… обуславливающий озможность оного…

Ассоциации - это у нас правое полушарие.

27

Klava пишет:
Механик пишет:
Klava пишет:

То есть цепочки ассоциаций, уводящие от цели в какие-то дебри, у тебя признак самостоятельного мышления?

Если угодно — индексный знак, указывающий на способность к самостоятельному мышлению… обуславливающий озможность оного…

Ассоциации - это у нас правое полушарие.

Или лобные доли?

28

Klava пишет:
Механик пишет:
Klava пишет:

То есть цепочки ассоциаций, уводящие от цели в какие-то дебри, у тебя признак самостоятельного мышления?

Если угодно — индексный знак, указывающий на способность к самостоятельному мышлению… обуславливающий озможность оного…

Ассоциации - это у нас правое полушарие.

Ага… А построение цепочек — левое…

29

Думаю, можно ли считать мышлением... Наверное, да

30

Klava пишет:

Думаю, можно ли считать мышлением... Наверное, да

Особенно если получается осознанно задать направление — то вполне…

31

Механик пишет:
Klava пишет:

Думаю, можно ли считать мышлением... Наверное, да

Особенно если получается осознанно задать направление — то вполне…

Вроде противоречие какое-то. Поток ассоциаций - без направления, без цели. А с целью - это уже логика

32

В общем вот какие соображения появились у Механик по поводу публикаций о неявном знании.

Д. Павлов заключает публикацию текстом, который Механик попробует сначала прокомментировать, а затем аргументировать собственные комментарии:

Главная проблема неявного знания в соционике заключается в том, что его существование не осознается и его наличие не учитывается практически большинством представителей соционического сообщества.
В целом Механик согласен с постановкой проблемы. Но она представляется ему глубже, нежели видит Д. Павлов. Попытки отдельных социоников учитывать неявное знание сводится к объяснению оного одним из проявлений соционической интуиции (черной или белой?)

Как можно предположить с высокой долей вероятности, каждая из множества сходящих в состав сообщества соционических школ являются «хранителями» собственного неявного знания, по всей видимости, несовместимого между собой. Яркой иллюстрацией этого предположения является широко известная в соционике проблема диагностики, точнее, недопустимо низкая сходимость при диагностике различными школами.
А вот этот тезис Д. Павлова представляется Механику в корне ошибочным. Проблему низкой сходимости он видит совершенно в другой составляющей любой из соционических теорий, коих составляющих Механик видит всего две


В свою очередь, сказанное выше ведет к выводу о невозможности улучшить состояние одной из основных проблемных областей соционики — область межшкольной коммуникации и систематизации. Проблема систематизации, таким образом, оказывается нерешаемой принципиально (поскольку нельзя систематизировать неосознанное знание), а проблема коммуникации — практически, так как незнание и несовместимость «чужих» неявных знаний эффективно сведут на нет все попытки найти общий язык.

Механик более оптимистичен в оценке перспектив. На чем основан механицкий оптимизм он объяснит чуть позже.


Решение данной проблемы на сегодняшний день видится только одно. Каждая соционическая школа — носитель соционического знания должна рефлексивно отнестись к имеющемуся у нее багажу, и обнаруженное таким образом неявное знание, особенно относящееся к разряду теоретического, попытаться перевести в категорию явного. Сделать это можно только одним путем — размышления, формализации и вербализации. Вполне вероятно, что открывшиеся в результате такой процедуры всем заинтересованным соционикам «информационные залежи» дадут качественно новый толчок развитию соционики в целом.

В целом Механик согласен: проблему нужно и дОлжно решать. Но рецепт  предлагаемый автором ("размышления, формализации и вербализации") ему представляется крайне неконкретным, расплывчатым. Механик уже 7 лет читает размышления, формализации и вербализации представителей самых разных соционических и околосоционических школ и течений. А воз, извините, и ныне там, если не сказать хуже. Ситуация только усугубляется.

33

Klava пишет:

Вроде противоречие какое-то. Поток ассоциаций - без направления, без цели. А с целью - это уже логика

Да… диалектическое противоречие… Парадокс.

34

Итак, механицкий взгляд на проблемы различных соционических и околосоционических направлений и школ.

Прежде всего хотелось бы определить что объединяет эти многочисленные школы и направления. Объединяют их два признака

1. Наличие аналитической модели
2. Наличие "неявного знания" (будем считать что Д. Павлов убедительно доказал существование оного)

Основываясь на этих двух инструментах соционики тЕпируют, то есть совершают некую мыслительную операцию.

Что же из себя представляет та или иная аналитическая модель?
Аналитическая модель — это формализованное знание о действительности. В случае с соционикой — о психической и социальной действительности (тЕпирование предметов домашнего обихода, крупного рогатого скота, и прочих представителей флоры и фауны опуcтим — это несерьезно)

А что представляет из себя "неявное знание" [соционическое]?
Очевидно то же самое что и аналитическая модель, то есть еще одно знание о социальной и психической действительности. Но теперь уже НЕформализованное и трудно поддающееся формализации.
Но ведь такое же "неявное знание" о тех же самых вещах имелось у них и до знакомства с соционикой. Оно есть у каждого вменяемого более-менее культурного человека. Совершенно очевидно что это "неявное знание" основано на "языковых ожиданиях", то есть на том языке, на котором человек постоянно общался с окружающими, на котором думал, с помощью которого познавал мир.
Но изменяется ли каким-то образом это "неявное знание" простого человека после того как он получает доступ к еще одному, но уже формализованному в аналитичесчкой модели, знанию о тех же самых вещах? Изменяется ли его "неявное знание" (неосознаваемое!) о мире? То что осознаваемое, формализуемое знание меняется это совершенно очевидно. А вот "неявное знание"?
Механик предполагает что "неявное знание" остается неизменным. Во всяком случае на начальных этапах использования аналитических моделей… Что же происходит с большинством социоников дальше, по мере более углубленного использования принятой аналитической модели?

Как говорится, продолжение следует… Что впрочем не возбраняет вопросов, комментариев и критики вышеизложенного со стороны тех, кто удосужится прочесть 1-ю часть соображений…

35 Отредактировано Механик (02.08.2007 20:30:12)

(продолжение)

Так что же все таки происходит с большинством социоников дальше, по мере более углубленного использования принятой аналитической модели?
Механик попробвал ответить на этот вопрос гипотетическим методом реконструирования событий на примере Первого Соционика — Аушры. Исходя из предположений что она:
1) Обладала некоторым изначальным "неявным знанием" о психической и социальной действительности.
2) Только что сформулировала свою аналитическую модель А

Очевидно она попробвала испытать, опробовать свое открытие на тех, кто "под руку подвернулся". Удовлетворил ли ее результат самых первых испытаний модели? Вероятней всего ответ будет положительный — иначе бы мы вряд ли когда узнали о существовании этой модели. Далее она, очевидно захотела поделиться радостью своего открытия со всем человечеством. Вот тут одного изложения модели ей оказалось явно недостаточно и она решила привести пример ее использования, то есть показать "как оно все работает". Разумеется личные первичные опыты для этого мало подходяят — ведь человечество не знакомо с теми, на ком она успешно опробовала свою модель. Кто например знает ее саму, ее начальника, или ее соседа по лестничной площадке, которых она наверное тепировала "чиста по соцьонике, по модели А" в тот первый раз? И вот тут она была вынуждена прибегнуть к тепированию общеизвестных "персорнажей", литературных героев, политических деятелей, актеров, поэтов, пЕсателей. Надо полагать что со всеми из них она была знакома не так, как со своим начальником или соседом. Это различие носило качественно иной характер. Никого из них она не наблюдала в действительности, а была лишь знакома с их биографиями, ролями, текстами. Иными словами она обратилась к тому пласту знаний, который является до определенной степени общезначимым и одинаковым для всех, с кем она хотела в этот момент поделиться своим открытием. Так появились Дон Кихот, Робеспеьр, Гюго, Бальзак и т.п.
Причем каждое из этих персонажей имел имя собственное, обладающее свойством культурной дескриптивности…

Например: Дон Кихот — тот кто воюет с мельницами. Это культурная дескрипция.
С другой стороны есть в русском языке такое слово — донкихотство. Употребляется оно как символ благородства и прекраснодушия, стремления приносить пользу людям во имя неосуществимых идеалов. Для большинства социоников очевидны как дескрипция, так и символической употребление образа донкихотства и Рыцаря Печального образа. И любому соционику будет очевидно что Аушра воспользовалась именно символом "донкихотство" и образом Рыцаря Печального Образа (простите за тавтологию). Это соционическая очевидность подкреплена  моделью ТИМ-а ИЛЭ — благородство и прекраснодушие, стремление приносить пользу во имя неосуществимых идеалов очень удачно ложатся на ТИМ ИЛЭ

А общекультурная дескрипция "тот кто воюет с мельницами" осталась что называется "за кадром", как-то ускользнула от внимания Аушры, хотя маловерятно что она не знала этой дескрипции. Может быть она посчитала этот факт несущественным, оттого что он не самым удачным образом ложится на модель? Может быть. А возможно причина в том что ей, тЕпировавшей себя в Дон Кихоты эта дескрипция была не очень приятна? И этого исключать нельзя.
Неоспоримым остается лишь одно — существование дескрипции.
И вот тут самое время вспомнить что тЕпируя героя Романа Сервантеса она пользовалась не только моделью А, но еще и тем самым неосознаваемым "неявным знанием", изначально имеющимся у любого культурного человека. И, как знать, может быть это самое неявное знание учло дескрипцию Дон Кихота "тот, кто воюет с мельницами"? Она им воспользовалась, этим знанием. Но оно так и осталось неформализованным и не включенным в модель. Наверняка есть еще много в образе героя романа что не было учтено моделью, но было использовано этим самым "неявным знанием" Аушры.
То же самое можно предположить и о других персонажах и персонах, на которых пал тот 1-й выбор Аушры. Культурные дескрипции многих из них никак не ложатся на модель. Например общекультурная дескрпция "тот кто устроил террор во времена французской революции" как-то плохо ложится на модель ТИМ-а ЛИИ. Зато "Равенство, Свобода, Братство", лозунг французской революции довольно крепко ассоциируется с именем Робеспьер и удачно ложится на модель. Разумеется, признак "кровожадность, агрессивность" для ТИМ-а ЛИИ "не тим-ны" — возразит любой соционик. Но вряд ли кто из социоников задаст себе вопрос — был ли террор Робеспьера обусловлен его кровожадностью или у него были какие-то другие мотивы? Соратники, противники и современники Робеспьера (Марат, Дантон, Луве и др.) выдвигали собственные весрии по поводу его мотивов… В них нет ничего о кровожадности, жестокости и тому подобном. Возможно что и эти, неизвестные соционикам гипотезы и не попавшие в модель Аушры так же были учтены ее неявным знанием.

Имеем ли мы возможность методами редукционного анализа воспроизвести эти "неявные знания", которые Аушра использовала при тЕпировании персонажей, чьи имена стали в итоге обозначениями ТИМ-ов? Механик отвечает на этот вопрос положительно. Возникает законный вопрос: а каким образом можно верифицировать эти воспроизведенные знания? Как узнать истнны ли они или же являются плодом воображения? Механик полагает что возможность такой верификации есть. Есть метод проверки. Но о нем он расскажет в продолжении… позже…

36 Отредактировано Проводница (02.08.2007 22:13:25)

ну вот, из описаний Дон-Кихота, тех, что первыми под руку подвернулись... из "классики":
"В ситуации психологического дискомфорта, особенно в детском и юношеском возрасте"... (есть мнение, что донкихоты не взрослеют никогда), ...."Дон-Кихот уходит от реальной действительности в область полностью вымышленных фантазий, где и пытается творчески реализовать себя: сочиняет фантастические истории про себя и своих друзей, рисует одному ему понятные картины, пишет стихи. Словом, придумывает себе другую жизнь, которая находится как бы по другую сторону реальности. В этой другой жизни у него все складывается самым удачным образом. Более того, она иногда является его главной по сути жизнью. События и персонажи его выдуманной жизни иногда запоминаются ему ярче, чем реальные события. Об этой своей, потусторонней жизни предпочитает никому не рассказывать, разве только самым близким и понимающим его людям - это его глубокая, тщательно оберегаемая тайна."

" Как свободна его мысль и фантазия, так же должен быть свободен и он. Свободен от всяких условностей, обязанностей, обязательств, претензий - от всего, что мешает его интеллектуальному творчеству. свете таких установок у Дон-Кихота возникают серьезные этические и правовые проблемы. Не всякий из его окружения понимает, что в то время как Дон-Кихот целыми днями лежит на диване и смотрит в потолок, в его голове вызревают великие идеи, способные осчастливить все человечество."

"У Дон-Кихота часто возникает противоречие между завышенными требованиями, предъявляемыми им к окружающим, и заниженными требованиями, предъявляемыми им к себе."
"С выполнением обещанного у Дон-Кихота возникают постоянные проблемы: когда он дает обещание, он думает только о том, что он, разумеется, может это сделать, т.е. это в его силах, но он совсем не думает о том, что он будет это делать. Поэтому всякое требование выполнить обещанное Дон-Кихота попросту злит: неужели кто-то всерьез может рассчитывать, что он будет отвлекаться от своих интереснейших дел на какие-то пустяки, которые лично его вообще не интересуют."

"Разборки" со своим ближайшим окружением (женой, братом, матерью, тещей и другими родственниками) Дон-Кихот действительно довольно часто проводит в многолюдном и совершенно неподходящем для этого месте - в общественном транспорте, в гостях, в театре, в учреждении, в присутствии посторонних людей или даже общих знакомых, что только усугубляет неловкость ситуации. Причем "провинившийся" вынужден не только краснеть за откровенно хамское поведение Дон-Кихота, не только выслушивать его оскорбления, часто несправедливые и далеко выходящие за рамки приличий, но и мучительно страдать от стыда перед окружающими за неловкость самой ситуации и за свою причастность к этому человеку."

И это не "грязелечебница", отнюдь.

это все к тому, Механик, что данное "неявное знание" про мельницы и т.д. не такое уж не явное, просто как будто вытесненное, вынесеное за скобки... на которое принято не обращать внимание по вполне понятным причинам и считать скорее возможными чертами какой-то другой личности, а не типа фцелом. Вплоть до того, что у автора данного описания были нехорошие интертипные отношения с типом Дон_Кихот, поэтому описание оказалось таким необъективным будто бы.
Вот такое соображение...

37 Отредактировано Механик (02.08.2007 22:19:13)

Проводница пишет:

"В ситуации психологического дискомфорта, особенно в детском и юношеском возрасте"... (есть мнение, что донкихоты не взрослеют никогда), ...."Дон-Кихот уходит от реальной действительности в область полностью вымышленных фантазий, где и пытается творчески реализовать себя: сочиняет фантастические истории про себя и своих друзей, рисует одному ему понятные картины, пишет стихи. Словом, придумывает себе другую жизнь, которая находится как бы по другую сторону реальности. В этой другой жизни у него все складывается самым удачным образом. Более того, она иногда является его главной по сути жизнью. События и персонажи его выдуманной жизни иногда запоминаются ему ярче, чем реальные события. Об этой своей, потусторонней жизни предпочитает никому не рассказывать, разве только самым близким и понимающим его людям - это его глубокая, тщательно оберегаемая тайна."

Так то опЕсания. Истинные соционики призывают не доверять опЕсаниям и при тЕпировании основываться исключительно на моделях. Наверное, оттого что подобные оапЕсания не очень хорошо ложатся на модель. Зато удачно вскрывают противоречие между аналитической моделью и неявным знанием…

это все к тому, Механик, что данное "неявное знание" про мельницы и т.д. не такое уж не явное, просто как будто вытесненное, вынесеное за скобки... на которое принято не обращать внимание по вполне понятным причинам и считать скорее возможными чертами какой-то другой личности, а не типа фцелом. Вплоть до того, что у автора описания были нехорошие интертипные отношения с данным типом.
Вот такое соображение...

Да, раузмеется можно попытаться формализовать их игровыми методами, навроде грязелечбницы… Но это слабый метод формализации. К тому же не подходит как полноценный инструмент методологии исследования

38 Отредактировано manager (02.08.2007 22:25:17)

Механик пишет:

Зато "Равенство, Свобода, Братство", лозунг французской революции довольно крепко ассоциируется с именем Робеспьер и удачно ложится на модель.

Это суждение основывается на наблюдениях за Капризкой, ХХХХ Pro и Балансером?:rolleyes:

39 Отредактировано Механик (02.08.2007 22:30:28)

manager пишет:
Механик пишет:

Зато "Равенство, Свобода, Братство", лозунг французской революции довольно крепко ассоциируется с именем Робеспьер и удачно ложится на модель.

Это суждение основывается на наблюдениях за Капризкой, ХХХХ Pro и Балансером?:

В том числе и над ними. Но прежде всего это общекультурная ассоциация…

Собственно одной из сторон метода является отслеживание и сопоставление культурных дескрипций и ассоциаций с поведением и текстами конкретных социоников, однозначно определевшихся и определямых в ТИМ-е

40

Механик пишет:

Так то опЕсания. Истинные соционики призывают не доверять опЕсаниям и при тЕпировании основываться исключительно на моделях. Наверное, оттого что подобные оапЕсания не очень хорошо ложатся на модель. Зато удачно вскрывают противоречие между аналитической моделью и неявным знанием

С одной стороны у соционика есть описания (не встречала соционика, который бы не читал описаний), с другой - модель, с третьей - оттипированные лично и другими друзья, знакомые, известные личности и т.п. На этом основании у соционика рождается и хранится в голове некоторое вторичное "неявное знание", которое одни из них, менее прокаченные в логике могут защитить словами "я так чувствую", другие - аргументами или системой аргументов.

Да, раузмеется можно попытаться формализовать их игровыми методами, навроде грязелечбницы… Но это слабый метод формализации. К тому же не подходит как полноценный инструмент методологии исследования

в грязелечебницах обычно всплывает забытая, задвинутая, темноватая сторона персонажа...
На мой взгляд, подобные знания в целостном виде формализации не поддаются. Или же типировать можно будет не всех, а только особо ярких представителей по набору абсолютно конкретных черт.