61

Механик пишет:

Хм-м… Во всяком случае из-за чего он ее затеял теперь понятно. .......

ну так 7 лет моих наблюдений и участия тоже не стерлись из памяти default/smile Чувствую, что этот круг скоро замкнется.
Про подход понятно. "История повседневности" похоже, подходящая удочка.
Что ж, если не наскучила моя компания за эти годы... присоединюсь с удовольствием default/smile

62 Отредактировано Проводница (03.08.2007 08:49:26)

Механик пишет:

Речь не идет о достверности или истинности модели, а так же о ее применимости. Модель постулируется. Так же как и неявное знание.
Как уголовный кодекс для сыскаря, задача которого идентифицировать деяние на предмет соответствия с конкретной статьей и найти нарушителя. Объективность же содержания самой статьи кодекса, ее нравственная значимость — вне компетенции сыщика как профессионала и влиять на следствие не должно.

да, но все, что происходит во время следствия, не должно противоречить кодексу.
Есть еще такая шняга... вот, например, у модели Дон-Кихота (и еще у модели Гексли) ЧИ "в базовой" т.е. стоит на первом месте, а у других типов она находится в других местах модели. В зависимости от местонахождения черного треугольничка определяют возможную пару типов. Но определения местонахождения одной функции мало для называния типа, нужно как минимум две.
Помнишь игру "быки-коровы"... или "пики-фарады" она еще называлась? Ну так вот очень похож процесс. Его еще называют "аспектная соционика"... в противовес описательной.

63 Отредактировано Механик (03.08.2007 09:14:28)

Проводница пишет:

да, но все, что происходит во время следствия, не должно противоречить кодексу.

А оно и не будет противоречить.

Есть еще такая шняга... вот, например, у модели Дон-Кихота (и еще у модели Гексли) ЧИ "в базовой" т.е. стоит на первом месте, а у других типов она находится в других местах модели. В зависимости от местонахождения черного треугольничка определяют возможную пару типов. Но определения местонахождения одной функции мало для называния типа, нужно как минимум две.

Ну и что? Когда собираешь факты, то ничего не знаешь о том "где что должно быть". Иными словами работа ведется беспристрастно. Ведь процедура поиска и исследования фактов обусловлена не моделью, а неявным знанием. Модель применяется лишь в последствии, когда есть достаточный набор непротиворечивых фактов.
Одно дело когда в качестве неявного знания применяются соцьонические опЕсания, которые, к сожалению,  далеко не всегда соционически-беспристрастны. И совсем другое дело когда используются несоционические опЕсания, основанные ТОЛЬКО на неявных знаниях и являются соционически-беспристрастными

64

Механик пишет:

Когда собираешь факты, то ничего не знаешь о том "где что должно быть".

не-а. Это у Механика так, у социоников по-другому.
Еще у гуманитарных исследователей... изначально есть некое представление о том, что ж они ищут и где. Конечно, это происходит без озвучания, озвучиваются только результат и подтянутые к нему факты (которые не противоречат модели)

Ведь процедура поиска и исследования фактов обусловлена не моделью, а неявным знанием. Модель применяется лишь в последствии, когда есть достаточный набор непротиворечивых фактов.

явным скорей всего. Т.е. например Вик, когда говорит новичку "фотке!", сравнивает изображение на фотке с уже известными ему ранее изображениями установленных типов.

Механик пишет:

И совсем другое дело когда используются несоционические опЕсания, основанные ТОЛЬКО на неявных знаниях и являются соционически-беспристрастными

только не-соционик может получить соционически-беспристрастное знание в этой области, потому что для того, что бы ТАК посмотреть, нужно отложить в сторону весь свой предыдущий соционический опыт.

65

Механик пишет:

Хм-м… Из того что среди ттЕпирующих себя в Робеспьеры ты делаешь вывод что данный лозунг, ассоциируемый с именем Робеспьера не удачно ложится на модель… Механик верно понял ситуацию?

Перечитай то, что ты написал и переформулируй сказанное, пожалуйста. По-моему, ты что-то забыл дописать

66

Проводница пишет:
Механик пишет:

Когда собираешь факты, то ничего не знаешь о том "где что должно быть".

не-а. Это у Механика так, у социоников по-другому.
Еще у гуманитарных исследователей... изначально есть некое представление о том, что ж они ищут и где. Конечно, это происходит без озвучания, озвучиваются только результат и подтянутые к нему факты (которые не противоречат модели)

Соцьоническое тЕпирование в частности и соьоника вообще — тоже гуманитарное исследование. И никто не мешает соцьоникам воспользоваться методикой которая укрепит их модель и устранит разноглася существующие между представителями различных соцьонических школ и направлений.

явным скорей всего. Т.е. например Вик, когда говорит новичку "фотке!", сравнивает изображение на фотке с уже известными ему ранее изображениями установленных типов.

неявным. Тот же Вик не сможет формализовать, то есть объяснить какие именно признаки и приметы сходства в двух изображениях дают основание сделать вывод об идентичности ТИМ-ов сфотографированных персонажей.
А если попытается, то он будет уже не Вик, а Туполог (в миру — Типолог)

только не-соционик может получить соционически-беспристрастное знание в этой области, потому что для того, что бы ТАК посмотреть, нужно отложить в сторону весь свой предыдущий соционический опыт.

Да… отложить придется. Отложить на время проведения исследования (тЕпирования), а не задвинуть навсегда. Собрав факты можно опять обратиться к соцьоническому опыту, извлечь на свет модель и вперед — проверяй и выноси соцьонические соображения на суд соцьонической общественности.

67 Отредактировано Механик (03.08.2007 09:42:12)

manager пишет:
Механик пишет:

Хм-м… Из того что среди ттЕпирующих себя в Робеспьеры ты делаешь вывод что данный лозунг, ассоциируемый с именем Робеспьера не удачно ложится на модель… Механик верно понял ситуацию?

Перечитай то, что ты написал и переформулируй сказанное, пожалуйста. По-моему, ты что-то забыл дописать

Да, извини пожалуйста и спасибо за замечание…


Из того что среди ттЕпирующих себя в Робеспьеры встречаются самозванцы ты делаешь вывод что данный лозунг, ассоциируемый с именем Робеспьера не удачно ложится на модель… Механик верно понял ситуацию?

68

Механик пишет:

Из того что среди ттЕпирующих себя в Робеспьеры встречаются самозванцы ты делаешь вывод что данный лозунг, ассоциируемый с именем Робеспьера не удачно ложится на модель… Механик верно понял ситуацию?

Не совсем...
Я имел в виду, что Робеспьеры кричащие о "свободе, равенстве и братстве" есть отклонение, а не норма. Не "встречаются самозванцы", а "по кучке психов, кричащих о равенстве и братстве не стоит делать выводы о том, что это ТИМное".

69

manager пишет:

Робеспьеры кричащие о "свободе, равенстве и братстве" есть отклонение, а не норма. Не "встречаются самозванцы", а "по кучке психов, кричащих о равенстве и братстве не стоит делать выводы о том, что это ТИМное".

Кричащий о чем угодно и в нормальной ситуации человек вообще отклонение, а не норма. Он — психопат.
Лозунг "Свобода, равенство, братство" ассоциируется в сознании людей с именем "Робеспьер". И это — факт, неявное знание. Которое является фактором, влияющим на первичное тЕпирование (самотЕпирование).
И еще один факт: ТИМ ЛИИ в психике социоников ассоциируется с именем "Робеспьер". Это — тоже неявное знание, но уже соционическое. И это тоже фактор влияющий на все последующие тЕпирования.

И человек, кричащий в нормальной ситуации (не важно о чем) отклонение от нормы - это факт. Наверное, не ТИМ-но просто отклонение, психопатия.
А "Свобода, равенство, братство" — ТИМ-но…

70

Механик пишет:

Соцьоническое тЕпирование в частности и соьоника вообще — тоже гуманитарное исследование.

ну тогда о каких точных результатах может идти речь? default/smile .... которые должны будто укрепить модель и устранить разногдласия?
Впрочем... разногласия ведь может и не быть фпринципе... бо не будет и предмета для спора... default/sad
В гуманитархных исследованиях, на сколько мне видится, на первый план выступает сама методология... а результаты уже вторичны...

Тот же Вик не сможет формализовать, то есть объяснить какие именно признаки и приметы сходства в двух изображениях дают основание сделать вывод об идентичности ТИМ-ов сфотографированных персонажей.

у Ру это называется методом "узнавания" default/smile ... если не ошибаюсь.

Да… отложить придется. Отложить на время проведения исследования (тЕпирования), а не задвинуть навсегда.

если на 5 минут не могут... смогут ли на время?

71 Отредактировано Механик (04.08.2007 10:24:59)

Проводница пишет:

В гуманитархных исследованиях, на сколько мне видится, на первый план выступает сама методология... а результаты уже вторичны...

Именно. При таком подходе вероятность получить одинаковый результат резко возрастает. Правда методология должна быть кошерной с точки зрения принятой модели.

у Ру это называется методом "узнавания" default/smile ... если не ошибаюсь.

Какое оргининальное название…

если на 5 минут не могут... смогут ли на время?

наверное, это полностью зависит от метода. Представь на минутку что методика тестирования основана на анализе крови… или ЭКГ… СДелая анализ крови или снимая ЭКГ нет никакой нужды прибегать к модели. Главное чтоб пробирки были чисты, дачи были правильно и крепко наклеены…

72

Механик пишет:

Представь на минутку что методика тестирования основана на анализе крови… или ЭКГ… СДелая анализ крови или снимая ЭКГ нет никакой нужды прибегать к модели. Главное чтоб пробирки были чисты, дачи были правильно и крепко наклеены…

угу, напоминает биографический метод в социологии и педагогике.

73

Проводница пишет:
Механик пишет:

Представь на минутку что методика тестирования основана на анализе крови… или ЭКГ… СДелая анализ крови или снимая ЭКГ нет никакой нужды прибегать к модели. Главное чтоб пробирки были чисты, дачи были правильно и крепко наклеены…

угу, напоминает биографический метод в социологии и педагогике.

Хм-м… Насчет педагогики — хз… Но в социологии, истории и тому подобных науках он слышал другое название "документальный метод"

74

Механик пишет:

Хм-м… Насчет педагогики — хз… Но в социологии, истории и тому подобных науках он слышал другое название "документальный метод"

может быть, речь идет о разных вещах... суть такова: на воображаемой оси времени человек должен отметить и проанализировать ключевые события в своей жизни, то, что по его мнению, повлияло на его судьбу.

75

Проводница пишет:

может быть, речь идет о разных вещах... суть такова: на воображаемой оси времени человек должен отметить и проанализировать ключевые события в своей жизни, то, что по его мнению, повлияло на его судьбу.

А-а… да. И вправду это разные вещи…

76

Механик пишет:

Итак, механицкий взгляд на проблемы различных соционических и околосоционических направлений и школ.

Прежде всего хотелось бы определить что объединяет эти многочисленные школы и направления. Объединяют их два признака

1. Наличие аналитической модели
2. Наличие "неявного знания" (будем считать что Д. Павлов убедительно доказал существование оного)

Основываясь на этих двух инструментах соционики тЕпируют, то есть совершают некую мыслительную операцию.

Что же из себя представляет та или иная аналитическая модель?
Аналитическая модель — это формализованное знание о действительности. В случае с соционикой — о психической и социальной действительности (тЕпирование предметов домашнего обихода, крупного рогатого скота, и прочих представителей флоры и фауны опуcтим — это несерьезно)

А что представляет из себя "неявное знание" [соционическое]?
Очевидно то же самое что и аналитическая модель, то есть еще одно знание о социальной и психической действительности. Но теперь уже НЕформализованное и трудно поддающееся формализации.
Но ведь такое же "неявное знание" о тех же самых вещах имелось у них и до знакомства с соционикой. Оно есть у каждого вменяемого более-менее культурного человека. Совершенно очевидно что это "неявное знание" основано на "языковых ожиданиях", то есть на том языке, на котором человек постоянно общался с окружающими, на котором думал, с помощью которого познавал мир.
Но изменяется ли каким-то образом это "неявное знание" простого человека после того как он получает доступ к еще одному, но уже формализованному в аналитичесчкой модели, знанию о тех же самых вещах? Изменяется ли его "неявное знание" (неосознаваемое!) о мире? То что осознаваемое, формализуемое знание меняется это совершенно очевидно. А вот "неявное знание"?
Механик предполагает что "неявное знание" остается неизменным. Во всяком случае на начальных этапах использования аналитических моделей… Что же происходит с большинством социоников дальше, по мере более углубленного использования принятой аналитической модели?

Как говорится, продолжение следует… Что впрочем не возбраняет вопросов, комментариев и критики вышеизложенного со стороны тех, кто удосужится прочесть 1-ю часть соображений…

Ну раз не возбраняется, могу заметить, что неявное знание неразрывно менятся вместе с моделью и в отрыве от модели соционическое неявное знание просто теряет смысл. Например, навык интуитивного типирования просто не имеет смысле без соционической модели. Посему говорить о его неизменности врядли разумно. Более того, как правило соционики действуют ровно наоборот, когда фиксируется модель, а неявное знание подстраивается под нее. Но чисто имха наиболее разумна позиция, когда обе эти точки двигаются и идет поиск разумного компромисса.

77 Отредактировано srez (04.08.2007 22:02:37)

Механик пишет:

(продолжение)

Так что же все таки происходит с большинством социоников дальше, по мере более углубленного использования принятой аналитической модели?
Механик попробвал ответить на этот вопрос гипотетическим методом реконструирования событий на примере Первого Соционика — Аушры. Исходя из предположений что она:
1) Обладала некоторым изначальным "неявным знанием" о психической и социальной действительности.
2) Только что сформулировала свою аналитическую модель А

Очевидно она попробвала испытать, опробовать свое открытие на тех, кто "под руку подвернулся". Удовлетворил ли ее результат самых первых испытаний модели? Вероятней всего ответ будет положительный — иначе бы мы вряд ли когда узнали о существовании этой модели. Далее она, очевидно захотела поделиться радостью своего открытия со всем человечеством. Вот тут одного изложения модели ей оказалось явно недостаточно и она решила привести пример ее использования, то есть показать "как оно все работает". Разумеется личные первичные опыты для этого мало подходяят — ведь человечество не знакомо с теми, на ком она успешно опробовала свою модель. Кто например знает ее саму, ее начальника, или ее соседа по лестничной площадке, которых она наверное тепировала "чиста по соцьонике, по модели А" в тот первый раз? И вот тут она была вынуждена прибегнуть к тепированию общеизвестных "персорнажей", литературных героев, политических деятелей, актеров, поэтов, пЕсателей. Надо полагать что со всеми из них она была знакома не так, как со своим начальником или соседом. Это различие носило качественно иной характер. Никого из них она не наблюдала в действительности, а была лишь знакома с их биографиями, ролями, текстами. Иными словами она обратилась к тому пласту знаний, который является до определенной степени общезначимым и одинаковым для всех, с кем она хотела в этот момент поделиться своим открытием. Так появились Дон Кихот, Робеспеьр, Гюго, Бальзак и т.п.
Причем каждое из этих персонажей имел имя собственное, обладающее свойством культурной дескриптивности…

Например: Дон Кихот — тот кто воюет с мельницами. Это культурная дескрипция.
С другой стороны есть в русском языке такое слово — донкихотство. Употребляется оно как символ благородства и прекраснодушия, стремления приносить пользу людям во имя неосуществимых идеалов. Для большинства социоников очевидны как дескрипция, так и символической употребление образа донкихотства и Рыцаря Печального образа. И любому соционику будет очевидно что Аушра воспользовалась именно символом "донкихотство" и образом Рыцаря Печального Образа (простите за тавтологию). Это соционическая очевидность подкреплена  моделью ТИМ-а ИЛЭ — благородство и прекраснодушие, стремление приносить пользу во имя неосуществимых идеалов очень удачно ложатся на ТИМ ИЛЭ

А общекультурная дескрипция "тот кто воюет с мельницами" осталась что называется "за кадром", как-то ускользнула от внимания Аушры, хотя маловерятно что она не знала этой дескрипции. Может быть она посчитала этот факт несущественным, оттого что он не самым удачным образом ложится на модель? Может быть. А возможно причина в том что ей, тЕпировавшей себя в Дон Кихоты эта дескрипция была не очень приятна? И этого исключать нельзя.
Неоспоримым остается лишь одно — существование дескрипции.
И вот тут самое время вспомнить что тЕпируя героя Романа Сервантеса она пользовалась не только моделью А, но еще и тем самым неосознаваемым "неявным знанием", изначально имеющимся у любого культурного человека. И, как знать, может быть это самое неявное знание учло дескрипцию Дон Кихота "тот, кто воюет с мельницами"? Она им воспользовалась, этим знанием. Но оно так и осталось неформализованным и не включенным в модель. Наверняка есть еще много в образе героя романа что не было учтено моделью, но было использовано этим самым "неявным знанием" Аушры.
То же самое можно предположить и о других персонажах и персонах, на которых пал тот 1-й выбор Аушры. Культурные дескрипции многих из них никак не ложатся на модель. Например общекультурная дескрпция "тот кто устроил террор во времена французской революции" как-то плохо ложится на модель ТИМ-а ЛИИ. Зато "Равенство, Свобода, Братство", лозунг французской революции довольно крепко ассоциируется с именем Робеспьер и удачно ложится на модель. Разумеется, признак "кровожадность, агрессивность" для ТИМ-а ЛИИ "не тим-ны" — возразит любой соционик. Но вряд ли кто из социоников задаст себе вопрос — был ли террор Робеспьера обусловлен его кровожадностью или у него были какие-то другие мотивы? Соратники, противники и современники Робеспьера (Марат, Дантон, Луве и др.) выдвигали собственные весрии по поводу его мотивов… В них нет ничего о кровожадности, жестокости и тому подобном. Возможно что и эти, неизвестные соционикам гипотезы и не попавшие в модель Аушры так же были учтены ее неявным знанием.

Имеем ли мы возможность методами редукционного анализа воспроизвести эти "неявные знания", которые Аушра использовала при тЕпировании персонажей, чьи имена стали в итоге обозначениями ТИМ-ов? Механик отвечает на этот вопрос положительно. Возникает законный вопрос: а каким образом можно верифицировать эти воспроизведенные знания? Как узнать истнны ли они или же являются плодом воображения? Механик полагает что возможность такой верификации есть. Есть метод проверки. Но о нем он расскажет в продолжении… позже…

Звучит надуманно, откуда например взято это "А общекультурная дескрипция "тот кто воюет с мельницами" осталась что называется "за кадром", как-то ускользнула от внимания Аушры"? Скорее уж имело место некая самоирония, попытка принизить на тот момент довольно популярный ТИМ, сделав модель более безоценочной.
Ваще имха тут имело место как раз тупое копирование этого неявного знания, некоего троянского коня, который был заложен в сам термин. Для человека неграмотного, незнакомого с соционикой был простой путь хоть както попробовать чтото понять, это ассоциативный ряд. Далее получился испорченный телефон, когда недопонятое "неявное знание" было передано далее и далее, каждый раз переиначиваясь. В итоге сейчас родилось огромное количество описаний, также фактически концентрированное "неявное знание", с каждой итерацией суть затиралась все дальше и дальше. Все это мило, но к соционике все же отношения не имеет уже вовсе и давно. Оставили термин бы ИЛЭ, такого рода казусов бы не возникло, но это бы затруднило понимание материала новичками.
Сейчас в соционике ситуация, что новички подросли и учат других новичков. В итоге представления о том, что такое соционика на самом деле имеет ну реально минимальнейший процент. Зато есть куча трактовок и вариаций, который были в основном построены на базе того самого неявного знания, по вершкам чтото там пошукали, а нормально разобратся либо лень, либо мозгов мало. Буквально практически любого такого "знатока" примитивнейшими вопросами по модели А ну в 2-3 вопроса можно пробить до места, где он покажет свою безграмотность.

78 Отредактировано Механик (04.08.2007 22:07:11)

srez пишет:

Ну раз не возбраняется, могу заметить, что неявное знание неразрывно менятся вместе с моделью

Механикне в кусре менялась ли модель А или модель Ю за время их существования. И если менялись то как?

и в отрыве от модели соционическое неявное знание просто теряет смысл. Например, навык интуитивного типирования просто не имеет смысле без соционической модели.

Неявное знание само по себе не теряет смысл, это во-первых. А во-вторых тЕпирование без модели вообще не имеет смысла. Равно как и без неявного знания. Речь идет о том что оно дОлжно проихсодить в два этапа. 1) Сбор и сопоставление фактов исключающие использование модели. 2) Собственно тЕпирование, когда пользуются только моделью и факты уже не добавляются. А если добавляются, то лишь в особых, исключительных случаях.

Посему говорить о его неизменности врядли разумно.

Да. Тем более что этот вопрос уже рассмотрели выше с Проводницей.

Более того, как правило соционики действуют ровно наоборот, когда фиксируется модель, а неявное знание подстраивается под нее.

Да, это в юриспруденции называется "подвести под статью"

Но чисто имха наиболее разумна позиция, когда обе эти точки двигаются и идет поиск разумного компромисса.

У Механика есть основания полагать что процесс исследования, поиска и сбора фактов должен быть отделен от процесса доказательства и установления ТИМ-а…

79 Отредактировано srez (04.08.2007 22:42:12)

Механик не в курсе менялась ли модель А или модель Ю за время их существования. И если менялись то как?
Ну, вообщет они не сразу создавались. Было куча ответлений, дискусий. Вот Рейнин один из учеников Аушры фактически так и не принял модель А, уйдя в другое ответвление от модели Ю в штурвал калинскауса. Причем судя по разночтениям в моделях никаких общих трактовок по устройству модели особо не было, пытались фантазировать от Юнга по всякому.
. А во-вторых тЕпирование без модели вообще не имеет смысла.
Это я и имел ввиду, а так как вот то самое интуитивное типирование по ДПаву и есть довольно таки чистое использование неявного знания, довольно очевидно, что без модели не может быть такого неявного знания. Значит безусловно говорить о нем, как о некой константе независящей от аналитической модели както совсем странно.
У Механика есть основания полагать что процесс исследования, поиска и сбора фактов должен быть отделен от процесса доказательства и установления ТИМ-а…
Это врядли, как правило все подобные работу идут по принципу устройства нейроных сетей. Когда задается только общие принципы взаимосвязи, а потом модель начинает гибко изменять свои параметры под воздействием фактов, а иногда по достижению критических значений даже общие принципы. Потом эту нейронную сеть обучают, подкидывая ей факты и заставляя ее самонастраиватся. Ну а потом уже начинают использовать, когда за счет приближения модели к реальности она начинает несильно колебатся под воздействием фактов.
Тут нельзя отделить типирование от сбора фактов. Каждое типирование - это новый факт. Каждый новый факт меняет модель и может изменить предыдущее типирование (ретипирование).
Факты влияют на модель, модель влияет на восприятие фактов.


ps Я так почитал, это я скорее свою личную методику познания описал, существуют всякие разные альтернативы. Но пожалуй этот вариант все же наиболее близок к научному познанию. Конечно насколько научное познание тут вообще возможно.

pps Вспоминается подход Архимеда, он в свое время реализовал довольно большое количество нововведений и научных достижений. Забавное в его работах было, что результат он получал с помощью довольно интересной формы интегрального исчисления. Но так как на тот момент, инт исчислений было только в зачаточном виде и не имело строгой формы, то Архимед был вынужден конфертировать свои доказательства в общепринятую на тот момент строгую форму с помощью довольно примитивных техник. Доказать в общем виде возможность такой конвертации он не мог, поэтому конвертировал вручную каждый раз и получал абсолютно громоздкие и жуткие, но верные доказательства, которые мало кто мог асиливать. В данном случае как раз пример интегрального исчисления, как неявного знания. Когда его сумели перевести в знание явное (через лет так 2000), то это был наверное самый крупнейший прорыв в математике с тех пор. На современно мат аппарате, все те теоремы древних греков, над которыми они тупили хз скока, ну просто устные как правило. Например, объем пирамиды. Для Архимеда это были задачки подхемны, но с трудом и с напрягом сильным. Для его современников это были просто нерешаемые "гробы".
Другое дело, что надо понимать, что это гребанное неявное знание в его случае содержало большое количество "мусора". И процесс явнофикации в первую очередь был затруднен отделением зерен от плевел. И что ну если без проверки пользоватся его техниками можно "доказать" большое количество тотального бреда. Вот так и с соционическим неявным знанием, с одной стороны если удачно его набрать, то в принципе можно делать прорывные открытия недоступные иным образом, но если выделить из этого неявного знания знание явное, то глубина открытий вырастет еще на порядки сразу.

80

srez пишет:

интуитивное типирование по ДПаву и есть довольно таки чистое использование неявного знания, довольно очевидно, что без модели не может быть такого неявного знания.

Павлов утверждает что неявное знание неформализуемо в принципе. Оно неформализуемо. Оно действительно неформализуемо средствами аналитической модели. Попытки формализовать их таким способом — это значит "притянуть за уши", "подвести под статью". Другая попытка формализации — соцьонические опЕсания. Метод, но не самый лучший. Оттого они и бывают противоречивыми, расплывчатыми, и т.п.

Значит безусловно говорить о нем, как о некой константе независящей от аналитической модели както совсем странно.

Это для социоников странно. Но зависящих от аналитической модели неявнях знаний — чайная ложка. А независящих — океан.
И говоил о них не Механик, а многие другие. Например Юнг. Теория архетипов как раз об этом. Он к ней пришел вполне закономерно. Попутно переболев, как как свинкой, типологией, тем что соционики называют "модель Ю"
возмножно, соционика сейчас как раз "больна свинкой"… Но уже слышны среди них голоса о существовании "неявного знания"…

Это врядли, как правило все подобные работу идут по принципу устройства нейроных сетей. […]Тут нельзя отделить типирование от сбора фактов. Каждое типирование - это новый факт. Каждый новый факт меняет модель и может изменить предыдущее типирование (ретипирование).

Вообще-то Механик говоря о том как он видит тЕпирование" воспроизвел работу правосудия, в котором процессы дознания и следствия отделены от собственно судопроизводства. В срение века они выполнялись как раз паралельно. Ну и во времена Ягоды и Ежова они тоже выполнялись параллельно.

Факты влияют на модель, модель влияет на восприятие фактов.

Вот именно поэтому эти процесс сбора фактов надо разделить от модели. Тогда сбор фактов будет происходить более объективно. Что же касается восприятия фактов — то это уже на совести суда. То есть на объективности тЕпирующего.

Но пожалуй этот вариант все же наиболее близок к научному познанию. Конечно насколько научное познание тут вообще возможно.

"…формы научной  рациональности неэффективны в  действиях, управляемых предположениями повседневной  жизни. Формы научной рациональности не являются ни стабильными свойствами, ни  санкционируемыми идеалами повседневных рутин, и любая попытка стабилизировать эти  свойства или добиться соответствия с ними в  повседневном поведении только увеличивает
бессмысленный характер поведенческой среды человека и умножает дезорганизацию  системы взаимодействия."