Ответы на дополнительные вопросы (еще одна анкета, на которую я отвечала в середине августа; она почти полностью совпадает с анкетой, которая здесь предлагается недотипированным чебурашкам )
[БЛ]
1. Что такое от общего к частному, что такое от частного к общему? Приведите примеры.
В мышлении "от общего к частному" означает умозаключение, когда на основании теоретических, абстрактных знаний делаются выводы о каких-то конкретных объектах, движение мысли от теории к фактам. На основании каких-то общих теоретических положений, сведений об объектах какого-то класса получается новое знание о конкретном, частном объекте, который тоже принадлежит этому классу. Дедуктивный метод.
Например, классическое "Все люди смертны. Сократ - человек. Следовательно, Сократ смертен". Или: "У параллелограмма противолежащие стороны равны. ABCD - параллелограмм. Следовательно, AB=CD". Вообще в математике рассуждение от общего к частному используется очень широко .
"От частного к общему" - метод рассуждений, в котором общий вывод делается на основании каких-то частных фактов, индуктивный метод. Неполная индукция может привести к неверным выводам. Например, какой-либо условный Вася Иванов в течение года ездит "зайцем" в общественном транспорте и за все это время ни разу не встречается с контролером. На основании этого он делает вывод, что контролеры на этом маршруте вообще не появляются (что, вообще говоря, ошибочно - об этом Вася узнает на следующий день). Или убеждения типа "все мужчины - сво...; все женщины - ду...; все программисты любят пиво, а все кошки - рыбу", а также ряд предубеждений против лиц той или иной национальности - все это типичные примеры движения мысли "от частного к общему", которое приводит к неверным выводам (причем в эмоционально окрашенных ситуациях многим хватает двух-трех частных примеров для того, чтобы на их основании делать общие выводы - как правило, неверные).
С другой стороны, выводы "от частного к общему" могут быть и правильными. Например: "Сумма цифр каждого из чисел 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 189, 270 делится на 9, и сами эти числа делятся на 9. Возможно, все числа, сумма цифр которых делится на 9, тоже будут делиться на 9?". Это действительно так, и при желании этот факт можно строго доказать.
2. Что такое логично? Ваше понимание. Согласуется ли Ваше понимание логичного с общепринятым? Легко ли быть логичным?
Когда я в ответ на чьи-либо слова говорю: "Это логично", я имею в виду: "это разумно". При этом с моей личной точки зрения вывод, к которому пришел человек, может быть и неправильным; однако я не вижу никакого внутреннего противоречия в рассуждениях этого человека, а различие конечных результатов может быть обосновано различием тех положений, которые "принимались за аксиому". То есть "логично" - "внутренне непротиворечиво". Когда я говорю, что какой-либо человек поступает логично, это означает "поступает в соответствии со сделанными им выводами" (и эти выводы сами по себе были логичными), в какой-то степени - "последовательно". Думаю, что есть еще какие-то смысловые оттенки, но основные - "разумно" и "внутренне непротиворечиво".
Согласуется ли такое понимание с общепринятым? Тут есть такой тонкий момент. А каково "общепринятое понимание"? Я в последнее время все чаще сталкиваюсь с тем, что самые простые слова, которые довольно часто используются в быту, могут быть истолкованы самыми разными способами. Это, кстати, еще один пример к предыдущему вопросу (о рассуждении "от частного к общему"): если Иванов понимает слово "логично" так-то, Петров понимает это слово так же, а вместе с ними - Сидоров и еще пара сотен человек, это еще не означает, что все люди понимают это слово именно так. Впрочем, я, наверное, придираюсь к словам . Это как анекдот о физике и математике, первый из которых увидел стадо белых овец, а второй - "стадо овец, каждая из которых белая по крайней мере с одной стороны" .
Если говорить о том понимании слова "логично", с которым я чаще всего сталкиваюсь (как, похоже, понимают это слово окружающие меня люди)... некоторые из них понимают это слово как "последовательно", некоторые - как "непротиворечиво". Однако вопрос в том, на противоречие чьим "аксиомам" проверяется действие или рассуждение. Некоторые люди либо сопоставляют действия и рассуждения человека не с его, а со своими собственными "аксиомами" (и на основании этого иногда делают вывод о нелогичности), либо не учитывают какие-то факты, которые могут оказаться значимыми. Например, на кажущейся нелогичности поступков основаны многие "данетки" - по сути, игра заключается в том, чтобы обнаружить эту логику, узнав какие-то ранее неизвестные факты с помощью вопросов, на которые загадавший данетку отвечает "да" или "нет". (Недавно я перечитывала "данеточное" сообщество в ЖЖ, там была данетка, основанная на реальном случае из жизни. Конец 80-х, подмосковная деревня. На завалинке курит дед, мимо него пробегает заяц. Посмотрев на зайца, дед говорит: "О, заяц бежит! Значит, можно завтра за стиральным порошком идти". Казалось бы, где логика? Однако если получить некоторую дополнительную информацию, раскрывается такая картина. Продавшица подобрала зайца. Заяц постоянно жил в магазине, но он не выносил запаха стирального порошка, который, впрочем, завозили редко. Когда порошок наконец привозили, заяц из магазина сбегал).
3. Раскройте понятия "правило" и "закономерность". Тождественны ли они? Если нет, то поясните различия.
У слова "правило" несколько значений. Например, "правило" как положение, которое описывает действия, подлежащие выполнению человеком в любом случае, но в принципе на практике эти правила могут и не выполняться (например, правила дорожного движения). Или "правило" как положение, описывающее действия, которые необходимо выполнить для достижения определенного результата (в этом случае слово "правило" используется как синоним слова "алгоритм"). Или "правило" как информация об объективном положении вещей. В последнем варианте слово "правило" используется как "закон природы". В первом - как "закон человеческий" (хотя интуитивно в этом случае слово "правило" ощущается как что-то менее строгое, чем "закон"; что-то, что не так строго необходимо соблюдать). А во втором варианте слово "правило" не имеет такой четкой привязки к слову "закон". Хотя смысловая общность всех этих вариантов налицо.
Теперь о слове "закономерность". Закономерность - это какая-то связь между явлениями, существенная, повторяющаяся... Часто слово "закономерность" используют как синоним слова "закон", иногда - как синоним слова "правило". В некоторых случаях можно считать эти понятия тождественными. С другой стороны, как я уже говорила, если слово "правило" означает "способ выполнения действия" или "правила, обязательные к выполнению человеком", это понятие близкое к слову "закономерность", но эта близость частично "притянута за уши", и полностью тождественными эти понятия не являются. В общем, все зависит от контекста. А вообще проблема еще состоит в том, что одни и те же термины используются в разных значениях...
4. Что такое иерархия? Приведи примеры иерархии. Нужно ли подчиняться иерархии, почему? Приведи пример иерархии систем, что это такое?
Иерархическая структура - структура, основанная на отношениях подчинения, расположение каких-то объектов в порядке от высшего к низшему. Графически ее можно представить в виде дерева. В такой структуре есть ровно один объект, который не следует ни за каким другим объектом ("Вершина дерева"), у всех остальных объектов есть ровно один непосредственно предшествующий им объект, а также некоторое количество непосредственно следующих за ним объектов (это количество может быть и равным нулю).
В структурах, имеющих отношение к власти, к управлению, иерархия - это порядок подчинения низших должностей и подразделений высшим ("кто чей начальник"). Например, директору подчиняются начальники трех подразделений, а каждому из них, в свою очередь, - какое-то количество служащих. Другие примеры иерархических структур - территориально-административное деление государства, генеалогическое древо (не полное, а такое, в котором отражено только прямое наследование, например, по мужской линии, т.е. не показаны жены, матери и т.д.). Или, например, дерево папок. Или системы классификации в биологии (семейства делятся на роды, роды - на виды и т.д.) - тоже пример иерархической структуры.
Естественно, слова "подчиняться иерархии" могут иметь смысл не во всех случаях из перечисленных. Если речь идет об иерархии, например, включающей в себя начальников и подчиненных... тогда опять же вопрос: а что означает "подчиняться"? Следовать указаниям начальства? Не обращаться с просьбой к вышестоящему начальству, минуя начальство непосредственное? Или что именно? Мне трудно сказать, "нужно ли подчиняться иерархии". Скажем так: если установлены некоторые правила и они кажутся мне разумными, то почему бы им не подчиняться? Но если неразумность этих правил введена в систему - это о чем-то говорит... То есть, вообще говоря, подчинение иерархии должно быть разумным, а не слепым . На мой взгляд.
Иерархия систем - порядок подчинения, при котором меньшие системы являются подсистемами систем более высокого уровня. Например, живой организм: в нем есть пищеварительная система, система дыхания, система кровообращения, нервная система и так далее. Каждая из этих систем состоит из органов. Но каждый орган можно также рассматривать как систему совокупностей клеток, различных типов тканей... каждую клетку тоже можно рассматривать как отдельную систему. То есть живой организм - это система, состоящая из систем, каждая из которых тоже состоит из подсистем более низкого уровня. Получается иерархия систем.
5. Что такое аналогия? Приведите примеры аналогий. Часто ли Вы пользуетесь аналогиями? Нужны ли они Вам? В каких ситуациях? Приведите примеры.
Аналогия - это сходство каких-то предметов, процессов или явлений по каким-то параметрам. При рассуждении "по аналогии" человек берет какой-то известный ему объект и сопоставляет с другим объектом - менее изученным или просто менее наглядным. При этом знание о первом объекте переносится на второй, первый объект как бы служит моделью второго. Если речь идет о конкретных объектах, то рассуждение по аналогии может и давать положительные результаты, и приводить к ошибочным выводам.
Пример аналогии, который мы недавно обсуждали с друзьями: жизнь рассматривается как река, по которой человек плывет на лодке с веслами. Плыть по течению легче, чем грести против течения. Это объективный факт. Однако из-за некоторого различия в моделях ("что чему соответствует") выводы делались прямо противоположные. Один вывод: "нужно бороться с трудностями, грести против течения, потому что если плыть по течению - тебя унесет в открытое море, прочь от земли, и ты там пропадешь" (или, как вариант: "Если плыть по течению, то приплывешь туда, куда вынесет течение, а не туда, куда хочется плыть"). Другой вывод: "Река течет туда, куда нужно, и если человек не будет ей препятствовать и грести против течения - он гораздо быстрее достигнет своей цели, если будет прислушиваться к тому, что подсказывает сама жизнь, а не упорствовать в своих заблуждениях; однако и бездействовать тоже не надо, потому что даже на лодке, плывущей по течению, можно сесть на мель".
Аналогиями я пользуюсь постоянно, и обойтись без них мне довольно трудно . Чаще всего я использую их для того, чтобы проиллюстрировать свою мысль... иногда бывает трудно найти слова, которые достаточно точно отражали бы то, что я думаю. Аналогии играют в таких случаях роль наглядного образа, но для эффективности такого использования необходимо четко указать, какой элемент "модели" соответствует какому элементу реального объекта.
Иногда я использую аналогии такого рода для того, чтобы придти к какому-то выводу, но это бывает намного реже.
Для себя (т.е. не в общении с другими людьми) я чаще использую аналогии менее образные, более конкретные. Например, недавно решала лингвистическую задачу (люблю задачи решать ). Необходимо было сопоставить словам на языке суахили их русские переводы. Языка я, естественно, не знаю. Я попробовала "разобрать слова по составу", выявить в них структуру по аналогии с тем, как это делается в русском языке (я предположила, что в этих словах есть что-то вроде суффиксов, как в русском языке). Получилось .
Более строгие аналогии - при решении математических задач. "Доказательство аналогично доказательству теоремы такой-то", "решение аналогично решению задачи такой-то". Этим я тоже постоянно пользуюсь.
В принципе, "по аналогии" я изучаю большинство программных средств (аналогия, например, с ранее изученной программой того же типа).
6. Расскажите, насколько Вы последовательный человек. В этом ключе интересует следующее:
а). Что такое последовательность вообще? В широком и узком смысле этого слова. Если можно, порассуждайте на эту тему.
Со словом "последовательно" у меня разные ассоциации. С одной стороны, "последовательное выполнение действий" - то есть одно за другим, не параллельно. Иногда это также означает "в определенном порядке" - то есть важна не только неодновременность действий, но и какое было сначала, какое - потом. Например, "решать задачи последовательно" - значит, сначала целиком решить первую задачу, затем целиком - вторую, и т.д. (При решении нестандартных задач мне это не свойственно: я обычно решаю часть, например, третьей задачи, потом часть второй, потом часть четвертой, затем снова возвращаюсь к третьей и т.д. - каждый раз выполняя ту часть, про которую знаю, как ее выполнить; при этом, думая над одной задачей, я как бы "в фоновом режиме" продолжаю параллельно думать над другой задачей, и когда снова к ней возвращаюсь - у меня обычно появляются какие-то новые идеи. С другой стороны, дела, которые сами по себе не так уж нестандартны, но их много и каждое из них очень важно, - такие дела мне проще спланировать и строго придерживаться плана, выполняя дела именно в той последовательности, которую я сама для себя определила.)
С другой стороны, "последовательность" - опять же как качество, в той или иной степени присущее человеку, - способность придерживаться выбранной линии поведения или мышления. Не сворачивать в сторону и тем более не поворачивать на 180 градусов. Не вступать в противоречие с самим собой.
В принципе, слово "последовательность" у меня еще вызывает ассоциации с последовательностью математической...
"Продолжите ряд чисел: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, ..."
(люблю такие задачи они мозги тренируют )
б). Как Вы оцениваете свою последовательность? Насколько она выше или ниже "средней" степени последовательности, которую Вы наблюдаете в своем окружении?
Думаю, что если сравнивать с некой "средней степенью последовательности" - моя последовательность примерно такая же, как в моем окружении. Другое дело - есть люди, которые кажутся мне крайне непоследовательными (а они считают меня слишком склонной все планировать). И есть люди, которые считают крайне непоследовательной меня (а меня их стремление выполнять сначала А, потом В, и ни в коем случае не наоборот, раз уж они так решили, просто выводит из себя). Это если говорить о выполнении действий в определенном порядке.
Что касается последовательности как способности придерживаться своего собственного пути, не менять своего поведения, своих действий, - в этом понимании тоже не все однозначно. Я придерживаюсь выбранного мной пути и не даю себя с него сбить, если считаю этот путь верным. Но могу менять направление движения, если не уверена, что права (или если что-то убедит меня в моей неправоте). Моя последовательность в этом смысле тоже "в среднем" равна некоторой "средней" степени последовательности людей в моем окружении, но и в этом смысле есть и намного более последовательные (упрямые) люди, и намного более непоследовательные (тех и других примерно поровну).
Я не считаю себя ни крайне последовательным, ни крайне непоследовательным человеком. Вообще я, по моим оценкам, нахожусь где-то около середины шкалы, немного ближе к непоследовательности, и предпринимаю всякие меры для того, чтобы стать более последовательной. Я веду себя более последовательно в деле, где мне четко ясно, как нужно поступать, и могу быть не очень последовательной в новом для меня деле. Например, сомневаюсь, что при заполнении этой анкеты буду рассуждать достаточно последовательно (из-за характера вопросов).
в). Оцените степень достоверности своей оценки пункта б).
Я не уверена в достоверности своей оценки "средней последовательности" - из-за того, что трудно объективно оценить качества одновременно такого большого количества людей, да еще "навскидку", по памяти. В достоверности оценки своей собственной последовательности я в достаточной степени уверена .
г). В каких случаях можно выходить за пределы того, что принято считать последовательностью?
Как я уже сказала, например, если человек выбрал какой-то путь и придерживается его - это последовательность. Но если обнаружилось, что путь был неверен (и если его изменить - цель будет достигнута быстрее, чем если продолжать идти по неверному пути), изменить направление движения будет, возможно, не совсем последовательным действием, но, на мой взгляд, достаточно мудрым .
7. Необходимо выбрать одно из нижеприведенных заданий на своё усмотрение и дать развёрнутый ответ-пояснение. Поясните свой выбор.
- Сделайте классификацию букв (не звуков) алфавита (русского).
Классификация будет зависеть от выбора шрифта... буквы, написанные разным шрифтом, будут друг от друга немного отличаться, так что не уверена, что эта классификация во всех шрифтах будет верной .
"Топологическая классификация":
А,Д,Я - топологически эквивалентно фигуре "кружок с двумя ножками" (буква "Я" не во всех шрифтах попадает именно в этот класс)
Б,Р,Ъ,Ь - "кружок с одной ножкой"
В - "кружок с поперечиной"
Г,З,И,Л,М,П,С - "отрезок прямой"
Е,Т,У,Ц,Ч,Ш,Э - "Т-образные буквы"
К,Х - "Х-образные буквы"
Н,Щ - "Н-образные буквы"
О
Ж
Ф
Ю
Ё
Й
Ы
Почему именно такая классификация? Не знаю. Мне некоторое время назад показалось занятным посмотреть, какие буквы эквивалентны другим с топологической точки зрения. Сейчас просто про это вспомнила .
Другой вариант классификации - буквы с наличием закругленных элементов (О, С, Р, Ю и т.п.) и буквы, состоящие только из отрезков прямых (М, Т, П и т.д.) . Опять же все зависит от шрифта - в одном шрифте буква "Л" состоит исключительно из отрезков прямой, а в другом у нее круглый хвостик...
Третий вариант: классификация букв по признаку "совпадает/не совпадает по написанию с буквой латинского алфавита". А, В, С, Е, Н, К, М, О, Р, Т, Х, У - буквы, совпадающие с какой-то из букв латинского алфавита, остальные - не совпадают (например, Ш, Ю, Я).
Ну и еще много можно разных классификаций придумать .
- В каком отношении находятся понятия "столовый прибор" и "ложка"?".
Ложка - пример столового прибора. Множество всех ложек является подмножеством всех столовых приборов.
- Если А не Б, а Б не С, то А есть С. Верно ли это? Почему?
Если А не равно Б, а Б не равно С, то А равно С. Верно ли это? Почему?
"Если А не Б, а Б не С, то А есть С" - неверно. Контрпример: "если кошка - не собака, а собака - не мышь, то кошка есть мышь". "Кошка - не собака" - истинно, "собака - не мышь" - тоже истинно, но "кошка есть мышь" - ложно, значит, ложно и все утверждение в целом.
(можно подобрать такие А, Б и С, что "А есть С" будет верным, но в общем случае - неверно)
То же относится и к следующему утверждению, которое тоже неверно. Контрпример:
"Если 3 не равно 4, а 4 не равно 5, то 3 равно 5".
- "Овощ" - это не то, что перед нами, потому что "овощ" существовал и за тысячу лет до нас, - а, стало быть, овощ перед нами - не овощ". (Диоген Лаэрский). Найдите логическую ошибку.
Логическая ошибка - в том, что путаются понятия "овощ вообще" и "конкретный овощ". Тот овощ, который перед нами, не является тем же экземпляром овоща, который (экземпляр) существовал за тысячу лет до нас, но он является овощем вообще.
С другой стороны, если отрешиться от того, что мы знаем о мире (и о том, что такое "овощ") и пытаться рассуждать чисто формально, по тому, как построена фраза: из того, что какой-то объект существовал тысячу лет назад, еще не следует, что он не может существовать сейчас. В качестве примера можно попробовать вместо слова "овощ" подставить словосочетание "египетская пирамида" и посмотреть, что получится .
"Поясните свой выбор"... я не умею выбирать из тех вещей, которые мне нравятся примерно одинаково . Поэтому я обычно выбираю "и то, и другое, и третье". Задача про классификацию букв мне нравилась уже давно. Задача про ложку просто достаточно типичная. В задаче "А,Б,С" я тоже достаточно быстро могу сказать ответ. Задачи на классификацию музыкальных стилей, топлива и т.п. - если честно, все это я не могу классифицировать просто потому, что плохо в этом разбираюсь (а животных классифицировать - слишком долго ). Про "Я знаю, что я ничего не знаю" можно было бы целую страницу написать, но у меня и так уже слишком длинно получается, поэтому я писать не стала. А вот про овощ мне понравилось . Я просто раньше этого не слышала...
[ЧЛ]
1. Что такое работа в Вашем представлении? Зачем вообще нужна работа? Какие есть параметры, по которым Вы можете определить, справитесь ли Вы с работой или нет?
"Работа" - есть два смысла, которые я вкладываю в это слово. С одной стороны, "работа" - это то, за что мне платят деньги. "Пойти на работу" - относится именно к этому значению слова. Какие-то действия, за которые я получаю зарплату. При этом эти действия могут мне нравиться так, что некоторые из них я выполняла бы и бесплатно .
С другой стороны, "работа" - это нечто, что выполняется по обязательству, а не потому, что это нравится. Например, чистить картошку - для меня это работа, потому что я очень не люблю это делать. Кстати, работа в этом смысле слова - для меня почти синоним слова "рутина". "Рутинная работа", она же "нудная", - для меня это некий символ чего-то, что нужно изменить с целью полной ликвидации какой бы то ни было рутины, сделать процесс более приятным (кстати, даже часто повторяемые действия, от которых получаешь удовольствие, - для меня это не "рутина").
Одно и то же действие может быть или не быть работой - в зависимости от того, как к этому относишься. Например, классический пример с забором Тома Сойера, за право красить который его друзьям пришлось поторговаться . Когда я решаю воспринимать мытье полов как развлечение, к которому меня никто не обязывает, - для меня это перестает быть работой и я сразу начинаю получать от этого удовольствие. С другой стороны, я очень люблю заниматься своим сайтом, но когда кто-то начинает требовать от меня очередное обновление (в тот момент, когда в мои планы не входило делать это обновление), этот процесс становится для меня работой и теряет свое очарование.
Работа в первом смысле этого слова (то есть то, за что платят деньги) нужна, естественно, для получения этих самых денег, без которых, к сожалению, пока прожить никак нельзя . Кроме того, лично для меня моя работа - это дополнительная возможность общения, проявления своих творческих способностей и удовлетворения познавательных потребностей, а также целая куча оплачиваемых хобби.
Работа во втором смысле этого слова, то есть что-то, что должно быть выполнено, хотя и не хочется... ну, в принципе, кое от какой работы вполне можно отказаться . То, что не так уж обязательно к выполнению. Все остальное - способ обеспечить нормальную жизнь в случае, если человек не может научиться испытывать радость буквально от всего, что он делает. Например, я не люблю чистить картошку. А резать, жарить и есть - люблю. Поэтому мне приходится смириться с необходимостью картошку почистить, чтобы потом у меня было развлечение: резать ее и жарить, а потом есть (удовлетворение физической потребности в пище, и желательно пище вкусной и любимой) .
Некоторые еще воспринимают слово "работа" как "любое полезное дело" (в том числе такое, которое нравится и за которое денег не платят), но я обычно в таком смысле не использую - разве что при разговоре с другими людьми, для того, чтобы использовать одни и те же термины.
По каким параметрам я определяю, справлюсь я с работой или нет? Если я хорошо себе представляю, в чем заключается работа, что необходимо выполнить, я могу оценить, есть ли у меня все необходимые знания и умения, хватит ли мне времени и сил, и т.д. Если я такую работу никогда раньше не выполняла, я могу попробовать сопоставить ее с другой работой примерно такого же (как мне кажется) уровня сложности. Иногда оцениваю чисто интуитивно. Как правило, склонна недооценивать свои знания и умения, а также переоценивать свои силы (могу думать, что не справляюсь с каким-то делом потому, что чего-то не знаю и не умею, но когда берусь - все получается, хотя делаю впервые; зато когда нужно выполнить сразу много дел хорошо знакомых, я переоцениваю свои силы, хотя знания и умения оцениваю вполне адекватно - думаю, что со всем справлюсь, но мне не хватает или сил, или времени, или и того, и другого).
2. Какими инструментами Вы пользуетесь в своей повседневной жизни? Что такое удобный инструмент? Как Вы подбираете инструмент для какой-либо работы, приведите примеры? Как Вы оцениваете свое умение подбирать нужный инструмент? Как другие оценивают Ваши способности в этом?
Инструментами в повседневной жизни я практически не пользуюсь . Если не считать компьютер инструментом (но, думаю, имелось в виду все же что-то иное ). И если не считать инструментами кухонные принадлежности, но у меня они тоже не ассоциируются со словом "инструмент". Правда, как показывает опыт, когда я все же беру в руки что-нибудь типа отвертки, молотка или чего-нибудь в этом роде (но это бывает крайне редко), руки иногда оказываются растущими из правильного места . Но это всегда "разовые мероприятия", а не система. Поэтому что такое "удобный инструмент" - мне сказать трудно. Равно как и сказать, как я подбираю инструмент. Вообще если очень нужно что-то сделать, а нужного инструмента нет в принципе, я могу из подручных средств выбрать какой-то заменитель этого инструмента и вполне спокойно им пользоваться. Типа использования столового ножа вместо отвертки. Правда, когда речь заходит о дорогих мне кухонных принадлежностях, тут мне уже далеко не все равно, какой использовать нож для тех или иных целей. Чуть-чуть другая длина или форма лезвия, или даже чуть-чуть другая ручка - и нож уже менее удобный... То же самое относится к некоторым другим кухонным принадлежностям. Подбираю в основном на основании опыта - какие качества оказались полезными для тех или иных целей .
Что касается своего умения подбирать инструмент в общепринятом смысле этого слова - я сама его оцениваю достаточно низко. А другие его не оценивают, думаю, никак, потому что обычно я не занимаюсь таким подбором .
3. Как принято определять качество работы? Как Вы определяете качество работы? Насколько хорошо Вы можете определить качественность покупаемой вещи, и обращаете ли на это внимание?
Качественность покупаемой вещи я определять скорее не умею. Хотя вообще внимание на это обращаю.
Как принято определять качество работы? Есть какие-то критерии, разные для разных видов работы. Я не могу привести примеры, "общие для всех видов работы".
У меня есть некоторые критерии, я уже года два пытаюсь сформулировать их словесно (чтобы тем, кто делает работу, было легче делать ее качественно), но пока руки не доходят... точнее, устно я их формулирую, а записать забываю, их достаточно много. Во всяком случае, у меня получается сформулировать их устно достаточно хорошо для того, чтобы результат был более-менее качественный .
4. Как Вы себя чувствуете, если дело не довели до конца? Бывает ли такое? По каким причинам?
Иногда я не довожу дело до конца. Раньше, если это касалось работы, которую я должна выполнить, а не очередного хобби, я очень нервничала по каждому такому поводу, просто места себе не находила. Мне необходимо было убедиться в том, что каждая мелочь доработана до конца. Потом меня переубедили - убедили в том, что лучше чуть-чуть не доделать работу, чем не сдать ее вовсе (и я начала относиться к этому более философски, хотя все равно мне несколько не по себе, когда приходится так делать). Причины "недоведения до конца" в таких случаях - либо перфекционизм, стремление до бесконечности улучшать то, что я делаю; либо неумение правильно рассчитать время на выполнение работы плюс необходимость сдать результат в хоть какой-то стадии готовности к определенному сроку.
Если же речь идет о делах, которые я делаю по собственному желанию... у меня в любой момент времени есть сотни (если не тысячи) незавершенных дел. Целые папки недорисованных рисунков, мегабайты недописанных рассказов и статей, четыре недоученных иностранных языка, недоделанные поделки (вот сейчас у меня в шкатулке лежат две кукольных головы плюс комплекты ручек-ножек; один комплект я слепила год или два назад, другой - года четыре назад, и все никак не соберусь доделать до готовой куклы). Ни про одно из этих дел я не могу сказать, что оно окончательно осталось незавершенным. Потому что для меня это типично: оставить дело недоделанным на долгий срок, потом вернуться к нему через какое-то время и доделать. Когда у меня пропадает творческое настроение, я предпочитаю не вымучивать из себя вдохновение, а переключиться на что-то еще. Точно так же я решаю задачи, если они достаточно сложные и в какой-то момент решение заходит в тупик; тогда нужно отвлечься, переключиться на другую задачу, а потом вернуться к этой. Или, наоборот, если задача слишком нудная; я могу сколь угодно долго заниматься интересным мне делом (могу забыть при этом про еду, сон и т.п.), но на нудной работе мне трудно сосредоточиться надолго, поэтому приходится на какое-то время ее откладывать, менять вид деятельности.
5. Ситуация: Вам необходимо получить от начальника разрешение на дополнительно оборудование рабочего места (новое кресло, компьютер, стол, станок и т.п. для работы). Опишите свои действия.
Какова будет ваша реакция, если он откажет?
Если речь идет о моем реальном начальнике - я просто подхожу и говорю: "(имя-отчество), мне для работы нужно то-то и то-то". И мне это дадут, если есть такая возможность. Если нет возможности - не дадут. Если я получу отказ, я буду знать, что действительно объективно просто нет такой возможности. Поэтому я восприму это спокойно.
Если бы речь шла не о конкретных людях, которые являются моими непосредственными начальниками, тогда я не знаю, как поступила бы... все зависит от того, что это были бы за люди.
6. Когда Вы работаете, Вам говорят: Вы это делаете не так, не правильно. Ваша реакция?
Во-первых, обращу более пристальное внимание на то, что я делаю. Может быть, я по невнимательности что-то упустила. Даже если человек, который мне это сказал, разбирается в этом меньше меня (но вообще хоть в какой-то степени разбирается), он все равно может заметить какой-то ляп. Тем более - если за мной наблюдает человек, который в этом разбирается намного лучше меня.
Если я сама не замечу никакой ошибки, я спрошу, что именно, по мнению этого человека, я делаю не так (если он сам сразу этого не сказал). Если окажется, что действительно не так - поблагодарю и исправлю. Но иногда оказывается так: человек считает, что какое-то дело нужно делать вот таким способом, а я делаю другим способом, который тоже приведет к той же цели, и он не менее эффективен (и мне это точно известно). В этом случае я способ действий менять не буду. Но если человек будет настаивать, это понемногу начнет выводить меня из себя. Хотя я постараюсь этого не показывать, а спокойно сказать, что у мнея есть свое мнение на этот счет.
7. Рядом с Вами работает профессионал. Вы постоянно видите, что у Вас не получается так, как у него. Ваши ощущения, мысли и действия?
Как я понимаю, имеется в виду то, что у профессионала все получается, как надо, а у меня - нет. В таком случае ощущения и мысли будут примерно такими:
"Здорово работает! А как это у него так получается? Что именно он делает? А ну-ка, ну-ка... посмотрим..."
Желание научиться работать так же. "Понимаю, что сразу у меня и не может получиться - профессионал тоже какое-то врему сначала учился... а потом получится и у меня".
Действия - попробовать делать так, как профессионал. Если вдруг придет в голову способ выполнения того же действия, более подходящий для меня, - попробовать этот способ, проверить, не будет ли у меня лучше получаться своим собственным способом.
8. Опишите свойства любого объекта на выбор.
У меня на столе лежит русско-английский словарь.
Итак,
карманный русско-английский словарь. 8000 слов. 784 стр. Составили О.П. Бенюх и Г.В. Чернов. Издавтельство "Советская энциклопедия", Москва, 1971 г. Высота обложки словарика 8,5 см, ширина обложки - 5,5 см, толщина - 3,2 см. Обложка тускло-зеленого цвета (близкого к #33734F), потертая в уголках. На обложке коричневые надписи: "РУССКО-АНГЛИЙСКИЙ СЛОВАРЬ", "Russian-English DICTIONARY". Словарь содержит 8 тысяч наиболее необходимых (по мнению составителей) слов - в быту, во время путешествий, при посещении культурных и научных учреждений, общественных организаций. Предназначается для туристов и лиц, изучающих английский язык.
Кстати, этот объект выбран не совсем удачно в том смысле, что у него слишком много свойств...
Гораздо проще вот так:
Рисунок в формате BMP (D:\111.bmp), "24-разрядный рисунок", размер рисунка - 424х326 пикселей. "Рисунок" представляет собой сплошную заливку белым цветом. Размер файла - 405 КБ (414726 байт), создан 6 августа 2006 г., 7:17:04
Ну вот . Тут можно, конечно, по мелочи кое-что добавить, но основное все перечислено . Скучно, конечно. Но чем более сложен объект, тем длиннее описание...
9. Вам нужно построить пирамиду, такую, как в Египте. Ваши мысли, действия?
Мысль первая: "А оно мне действительно нужно?"
Потому что процесс явно трудоемкий и недешевый .
Если-таки нужно и если деньги на это уже есть, тогда придется разобраться в технологии построения таких сооружений. Сначала, в общих чертах, самостоятельно, а потом определить, какие специалисты понадобятся для более тщательной разработки технологии (или адаптации существующих технологий к современным условиям), для реализации этой технологии, для решения экономических вопросов, вопросов управления... потому что лично я явно не являюсь специалистом ни в одном из этих вопросов.
[БС]
1. Расскажите, что такое красота? Меняется ли Ваше представление о красоте? Насколько Ваше понимание красоты согласуется с общепринятым?
Что в таком понимании выходит за пределы общепринятого?
Первый вариант, который пришел мне в голову: "Красота - это то, что вызывает приятные ощущения, не связанные непосредственно с удовлетворением физиологических потребностей или какой-либо выгодой для того, кто посчитал это красивым". Почему именно "ощущения": красивым может быть не только видимое (изображение или реальный объект), но и сочетание звуков, например, мелодия.
Но потом я подумала, что это определение неточное, оно многого не учитывает. Второй вариант определения - не строгое определение, а скорее ассоциации с этим понятием. Красота в моем представлении связана с гармонией. Часто - с какими-то закономерностями; когда я могу увидеть какие-то интересные закономерности в объекте или процессе, я часто могу назвать его красивым (например, слово "пропорциональный" в некоторых случаях используется в качестве почти синонима слова "красивый"). В принципе, для меня вполне может быть красивой или некрасивой математическая формула или решение задачи (неважно, какой именно: математической, лингвистической, задачи из области человеческих отношений и т.д.) В этом случае "красивое" означает наличие большого числа связей в системе (что из чего следует, что через что выражается и т.д.) и при этом отсутствие нагромождения, отсутствие "лишних деталей". Разные виды симметрии, закономерности, связывающие размеры объектов и/или их взаимное расположение, - все это может влиять на красивость/некрасивость объекта.
С другой стороны, в красоте (в моем понимании этого слова) есть и интуитивная, неформализуемая сторона. Я смотрю на что-то и говорю: "Это красиво". Я не могу объяснить, почему красиво. Красиво - и все тут. Например, я не могу объяснить, почему для меня красив горящий огонь, текущая вода, почему иногда таким красивым кажется то, как работают другие люди (если они работают, зная свое